Top.Mail.Ru
архив

Над нами не каплет

04.09.201600:00

Надувной зонт-облако, зонт из крокодильей кожи, зонт-хамелеон, зонт-экран с проекцией фотографий, зонт с подсветкой, заряжаемой от дождя, зонт с Bluetooth и GPS, биоразлагаемый зонт – это только небольшая часть современных зонтичных инноваций.

Не секрет, что большинство зонтов сегодня производится в Китае – в провинциях Гуандун, Фуцзянь, Чжэцзян (в последней располагается более 1000 зонтичных фабрик). Сама концепция зонта тоже китайского происхождения. Защищаться от дождя при помощи навеса на ручке придумали именно в Поднебесной, лакируя и покрывая воском бумажные зонтики от солнца. В Древнем Китае зонты от солнца были признаком высокого социального статуса. В XI в. до н.э. четырехслойный зонт носили только над императором Поднебесной, трех- или двухслойные могли позволить себе аристократы и высокопоставленные чиновники, в зависимости от их ранга. 

Японские микадо не могли появиться на людях без носителя зонта. Зонты от солнца существовали в Ниневии при дворе ассирийского царя Нимрода, под ними стояли и троны египетских фараонов. Короля Бирмы называли Властелином большого зонта (он укрывал от солнца как самого правителя, так и его белого слона). 

Из Китая по Шелковому пути зонты добрались до Индии и Персии, откуда их стали привозить в Европу редкие путешественники, но было это уже в XVI–XVII вв. В 1580 г. Мишель де Монтень записал в путевых заметках о поездке по Италии об увиденных им зонтах. На портрете 1623 г. работы фламандца Ван Дейка маркиза Елена Гримальди изображена с громоздким красным зонтом, который держит над ней чернокожий слуга. Эта картина очень характерна: зонт считался экзотикой, сделанный из шелка, он не защищал от ливней, а был, скорее, деталью костюма. К тому же уместным он казался только над головой дамы.

Парижский шик

Судьба зонта изменилась, когда до европейцев начал доходить его практический смысл. Первой страной, популяризировавшей зонт, стала Франция, где этой моде предшествовал научный интерес. До изобретения первой по-настоящему водонепроницаемой ткани оставалось почти 100 лет (француз Шарль Мари де ля Кондамэн привез каучук из Южной Америки в 1736 г., а еще через двенадцать лет Франсуа Фресно создал один из вариантов прорезиненного материала), но в Королевской академии наук в Париже эксперименты с «непромокаемой кожей» велись с конца XVII в. В ходе одного из них в 1677 г. парижане стали свидетелями того, как группа королевских академиков погружала человека, одетого с ног до головы в странный наряд из кожи, в воды Сены и замеряла степень намокания. 

Первым, кто уловил будущий тренд, был Жан Мариус, сумочный мастер, изделия которого пользовались популярностью среди свиты Людовика XIV. Сумки Мариуса с металлическим каркасом и сложными замками были сродни произведениям искусства. В 1705 г. мастер взялся за зонт и усовершенствовал его, превратив массивный и примитивный предмет, весивший не меньше килограмма, в изящную складную вещицу, чем привел в восторг модниц и модников при королевском дворе. 

Вещь впечатлила самого Людовика, который в 1710 г. даровал Мариусу пятилетнюю королевскую привилегию на производство зонтов. Когда срок монополии истек, другие мастера с готовностью последовали примеру Мариуса. Прошло несколько десятилетий, и зонт перестал считаться шиком, даже, скорее, наоборот. В 1768 г. один из модных парижских журналов писал: «Тот, кто не хочет быть принятым за человека вульгарного, скорее, пойдет на риск вымокнуть, чем выглядеть пешеходом; зонт – верный признак того, что у вас нет экипажа». 

Еще через год в Париже появилась система общественных зонтов – в парках и других излюбленных местах прогулок горожан вроде Площади согласия зонты можно было взять в прокат. По-настоящему массовым зонт во Франции стал только в XIX в., к тому моменту у производителей недорогих французских зонтов были серьезные конкуренты за Ла-Маншем.  

Укол зонтиком

Представить себе хрестоматийно дождливую Англию без зонтов практически невозможно, тем не менее до конца XVIII в. их здесь не почти носили. Как и у соседей, зонт служил украшением для богатых леди. 

Незаменимым атрибутом британского джентльмена зонт стал благодаря прежде всего купцу и путешественнику Джонасу Хенвею. В 1729 г. 17-летний Джонас начал карьеру торговца в Португалии. Через десять с небольшим лет он занялся экспортом и импортом промтоваров и продовольствия, и в том числе стал бизнес-партнером Роберта Дингли в Санкт-Петербурге. Благодаря столичным связям Хенвей принял участие в Русской кампании – налаживании транзитного пути для иранского шелка через Россию. В 1743 г. он по поручению правительства отправился в Персию, и его путешествие через Астрахань и Каспий могло бы послужить основой приключенческого романа (с пиратами, холерой и всяческими лишениями), но из Ирана купец и привез домой зонт. На родине Хенвея не поняли – англичане все еще пытались прятаться от дождя под капюшонами плащей или же брали кэбы. Как раз извозчики, чувствовавшие в зонте угрозу своему бизнесу, больше других высмеивали странный, по их мнению, аксессуар Хенвея. Нашлись и религиозные критики, владельца зонта упрекали «в отрицании небесной цели дождя». Но Хенвей в течение 30 лет, до самой смерти в 1786 г., ни разу не вышел из дома без зонта.

Принципиальность Хенвея вошла в историю: имя Джонас сознательно выбрали для своих брендов как минимум два современных производителя зонтов. Американская Jonas Umbrellas производит зонты ограниченных серий и призывает потребителей к благотворительности – часть прибыли идет на создания доступа к чистой воде в Уганде, по серийному номеру покупатели могут проследить через Интернет, что именно помог построить их зонт. Японская компания Fantastick в августе 2016 г. объявила о релизе «умного» зонта Jonas: синхронизированный со смартфоном зонт сообщает хозяину о погоде (сведения берутся из Интернета) и своем местоположении в случае утери.

Так или иначе, но в конце концов зонты покорили и Англию. Даже герой Ватерлоо герцог Веллингтонский тоже начал выходить на улицу с собственным зонтом, который скрывал в ручке встроенную рапиру и весил около 5 кг, являясь, таким образом, еще и оружием.  

Зонт, храни королеву!

Зонт Веллингтона не был исключением – все английские зонты в то время были тяжелыми: ручки и каркас делали из дуба и других тяжелых и дорогих пород древесины и китовой кости. Ситуацию удалось изменить в середине XIX в. англичанину Сэмюелю Фоксу. Он с юных лет занимался производством проволоки, в 1840-х у Фокса был свой кузнечный цех в Стокбридже. Проволока уже тогда считалась ходовым товаром, спрос на нее объяснялся модой на кринолин. Собственно, избыток проволоки для кринолиновых юбок Фокс и придумал использовать в зонтах. В 1851 г. изобретатель запатентовал U-образную конструкцию каркаса под брендом Paragon и основал компанию Fox Umbrella Frames Ltd. Но самой значительной инновацией зонтов Фокса был материал конструкции – английский мастер первым сделал каркас из стали, что значительно уменьшило вес зонта и сделало его удобным и более транспортабельным. 

В эпоху королевы Виктории зонты стали неотъемлемой чертой британского быта. Зонты какой марки предпочитала сама Виктория, не упоминается, а вот выбор нынешней королевы Англии ее соотечественникам известен. В дождь Елизавета II появляется на публике с зонтом модели «Птичья клетка», прозрачным, чтобы подданные могли ее видеть, но с цветной каймой, точно совпадающей по цвету с нарядом. Эти зонты уже много десятилетий поставляет к британскому двору фирма Fulton Umbrellas. Этот крупнейший из более чем 75 производителей зонтов в Англии, которому принадлежит примерно четверть национального рынка, был основан некоренным англичанином. 

Арнольд Фултон (Фрухт) родился в еврейском гетто в Варшаве в 1931 г. и попал в Великобританию 12-летним сиротой по программе помощи беженцам. Во взрослом возрасте уже дипломированный инженер Фултон решил заняться производством зонтов. Этим зарабатывал муж его сестры Сони в Стокгольме, у которого Арнольд и научился основам бизнеса, проведя месяц в Швеции. В Лондоне Фултон снял квартиру под мастерскую и начал экспериментировать с конструкцией зонта – прежде всего сделал каркас из нержавеющего никеля и добавил ребер жесткости, придав конструкции прочность. Конечный продукт получился дороже, но и значительно качественнее. В перспективы Fulton Company Ltd., зарегистрированной в 1955 г., поверил банк Barclays, выдавший Фултону кредит в 750 фунтов стерлингов на расходные материалы без залога, что в те времена было редкостью, и универмаг Selfridges, где располагался самый большой и престижный отдел зонтов в Великобритании.

Ношу с собой

В 1808–1851 гг., по свидетельству историка того времени Октава Узанна, в Европе было зарегистрировано 103 патента, связанных с зонтами, включая зонт – подзорную трубу и зонт с пером и чернилами в ручке. В конце XX в. из Азии пришли инновации в области материалов – легкий алюминий и даже стеклопластик, существенно облегчившие конструкцию. Но одно из главных усовершенствований в истории зонта было произведено практически одновременно в двух соседних странах в конце 1920-х. Студентка отделения скульптуры Академии художеств в Вене Слава Горовиц в раздражении от того, что ей приходится всюду таскать громоздкий зонт-трость, сконструировала складную модель, помещавшуюся в сумке. В 1929 г. она запатентовала свое изобретение под кокетливым названием Flirt, и для него тут же нашелся производитель – австрийская компания Brüder Wüster. По контракту, Горовиц сама следила за производством и получала авторские отчисления с продаж, но с усилением власти нацистов вынуждена была продать права на зонт и бежать из Европы. 

Практически одновременно с Горовиц в 1928 г. в Берлине некий Ханс Хаупт, раненный в ногу во время Первой мировой войны и поэтому опиравшийся на трость, тоже нашел большие зонты очень неудобными. Он разработал собственный вариант телескопического складного зонта, который не занимал много места. Хаупт назвал свой зонт и компанию Knirps.

Кажется, что все самое важное в конструкции зонта уже было придумано. И все же любому из зонтов далеко до совершенства – с них капает вода на пол, они выворачиваются и ломаются от порывов ветра, колют стоящих рядом. Большое поле для новых идей, не правда ли? 

 

Не до дождя

Зонт творил историю со времен королевы Виктории. Апокрифический случай о королеве и зонте в первый раз был описан на страницах The Morning Post в 1844 г. и впоследствии стал сюжетом «Баллады о королевском зонте»: застигнутым дождем на прогулке королеве и ее супругу принцу Альберту приходит на помощь не подозревающий, кто перед ним, почтальон и его простой клетчатый зонт. Также упоминается зонт за 3000 фунтов стерлингов, который Виктория отправила в подарок султану одной из арабских стран, а самой королеве вручил трофейный зонт диаметром 7 м фельдмаршал Гарнет Вулзли в знак очередной военной победы Британии в Африке. И наконец, сохранился зонт, принадлежавший королеве, к тыльной стороне которого был приделан полуторакилограммовый слой кольчуги. Он был сделан на заказ по инициативе принца Альберта после второго покушения на жизнь Виктории в 1842 г., правда, свидетельств, что она действительно им пользовалась, нет. 

Накануне Второй мировой войны зонт ассоциировался с бывшим тогда английским премьером Невиллом Чемберленом, который появлялся с зонтом всюду, включая подписание Мюнхенского соглашения. Когда через год война все-таки началась, и стало понятно, что стратегия переговоров с Гитлером провалилась, злосчастный зонт Чемберлена на долгие десятилетия стал символом мягкотелости и легковерности.


Еще по теме