Надувательство
Смутное время в жизни общества обычно сопровождается расцветом всякого рода суеверий, появлением сомнительных пророчеств и панацей, а в жизни экономики - по аналогии - отчаянными попытками подстраховаться и найти нетрадиционные источники генерирования капиталов.
Иногда они столь же необычны, сколь и сомнительны. Поэтому, несмотря на то, что нынче только и говорят, что об инновациях, лозунгом 2014 г. стоит сделать здравый смысл и консерватизм.
Валютная криптограмма
Криптовалюты - тема дня и, можно не сомневаться, наступившего года, во всяком случае, на Западе. Что касается Отечества, то больше чем в 2/3 финансовых организаций, со спикерами которых "Ко" хотел пообщаться на животрепещущую тему, честно признали, что ничего толком не знают, вопросом этим не занимаются и вряд ли будут. Может, и к лучшему?
Не в последнюю очередь в связи с событиями вокруг кипрских банков, когда все стали в очередной раз за последние непростые годы оглядываться вокруг в поисках способов обезопасить свои деньги, в центре внимания оказался биткоин (bitcoin). Биткоин - это анонимная децентрализованная электронная валюта. Жизнеспособность ее поддерживается сетью компьютеров, которые запустили программу-клиент bitcoin. Любой желающий может скачать программу, запустить ее на личном компьютере и стать частью сети биткоин. За это каждый компьютер получает вознаграждение в биткоинах пропорционально собственному вкладу. Этот процесс также называется майнингом биткоинов. Максимальное количество монет в системе ограничено алгоритмически. Новые монеты появляются исключительно в процессе майнинга. Таким образом, никто не может напечатать биткоины по своему желанию, как это делают центробанки всего мира. Благодаря данному свойству биткоины становятся похожими на золото, и это защищает их от инфляции, "съедающей" сбережения людей в других валютах, будь то доллар, евро или рубль.
Bank of America включил биткоин в один из последних обзоров 2013 г., что адепты новой виртуальной валюты восприняли как триумф, а неадепты - как попытку банка продемонстрировать супердинамичность и современность, стремление бежать впереди паровоза. Как бы там ни было, аналитик BofA Дэвид Ву оценил максимальную перспективную стоимость биткоина в $1300 (в ноябре 2013 г. - около $800), а максимальную рыночную капитализацию сегмента в $15 млрд (в ноябре 2013 г. - около $8,6 млрд). В сентябре 2013 г. базирующийся в Цюрихе комитет по стандартизации кодов мировых валют SIX Interbank Clearing присвоил биткоинам код XBT, что опять-таки было расценено как шаг на пути к признанию биткоинов мировой валютой. Дальше - больше. Сенат США провел слушания по поводу виртуальных валют, результатом которых стало признание их в качестве законного способа расчета между пользователями Глобальной сети, а популярный мужской журнал AskMen включил в свой рейтинг наиболее влиятельных людей 2013 г. Сатоши Накамото, создателя системы биткоинов. Хотя на самом деле никто не знает, кто такой Сатоши Накамото и существует ли этот человек, пусть и под другим именем, в реальности. Или, может, это группа людей?
То есть псевдовалюта, не регулируемая ни одним центральным банком мира, которую нельзя пощупать, положить на депозит в банке и которая, по сути, является вариантом частных денег, стремительно набирает обороты и на рынке, и в пиаре. По мнению одних, на примере биткоина мы видим первые видимые зачатки новой киберэкономики и глобальной валюты, по мнению других - фундаментальная стоимость биткоинов равна нулю, и они не имеют никакой настоящей ценности. Понятно, что к числу первых по преимуществу относятся энтузиасты валютных спекуляций. Среди вторых, например, экс-глава ФРС США Алан Гринспен: он, не убоявшись обвинений в косности и заскорузлости, практически прямо назвал биткоин пузырем. В самое последнее время решительные шаги предприняли власти и регуляторы финансового рынка в КНР, без пяти минут запретившие китайским финансовым организациям операции с биткоинами.
И это, кстати, яркая демонстрация уязвимости криптовалюты. По оценкам, до 30% транзакций в биткоинах приходило из Поднебесной, и действия китайских властей показали, как в одночасье значительная доля рынка рухнула в небытие. "Еще недавно биткоины многим казались чуть ли не самым привлекательным вложением. Однако последние события (слухи о взломе и последующий обвал курса, запрет на операции с биткоинами юрлицам в КНР) продемонстрировали, насколько данная валюта нестабильна. За развитием событий, несомненно, интересно наблюдать, но стоит ли связываться со всем этим - большой вопрос. Биткоины и другие криптовалюты - отличное развлечение для любителей поиграть в шпионов, однако вряд ли с ними будут работать уважающие себя платежные системы", - рассуждает Елена Орлова, председатель правления ООО "НКО "ПэйЮ". "Существует также техническая уязвимость сети биткоинов с возможностью взлома "кошельков", и жаловаться при этом будет, по сути, некому, - добавляет Александр Потавин, главный аналитик "РГС Управление активами". - Неслучайно бывший глава Федеральной резервной системы США Aлан Гринспен обращает внимание на то, что не существует общепризнанного эквивалента, с которым можно было бы сравнить биткоин, и что составляет реальную стоимость валюты, вызывает доверие к ней, а Народный банк Китая, Министерство промышленности и информационных технологий, Комиссия по регулированию банковской деятельности разослали уведомление по местным финансовым компаниям и банкам о предотвращении рисков применения биткоинов".
Усиление "облачности"
Практически все, что можно сказать о ближайшем нашем будущем, как и биткоин, так или иначе, связано с технологиями. Аналитики, крупные бизнесмены и те, кого именуют визионерами, в целом сходятся на том, что грядет все большая степень мобильности за счет распространения гаджетов и совершенствования соответствующего софта, сервисов и приложений. Красноречивую статистику принес киберпонедельник 2013 г. (понедельник, наступающий после "черной пятницы", которая дает старт сезону распродаж в США, - между Днем благодарения и Рождеством; предполагается, что понедельник - это день, когда большинство служащих США возвращаются к работе, что предоставляет им достаточно времени делать покупки в Сети со служебных компьютеров) в США. За один день американцы, как подсчитали comScore и IBM, потратили в Интернете $2,29 млрд, что на 20,6% больше, чем годом ранее. Подобные показатели достигнуты в том числе из-за активного роста числа покупок, совершаемых с помощью мобильных устройств, в первую очередь смартфонов. Рост мобильных продаж в 2013 г. составил 55,4%. На крупнейших онлайновых торговых площадках "мобильные покупатели" составили 30% аудитории в праздничные дни, а за год число "мобильных потребителей" выросло более чем на половину.
Еще нас ждет бум "облаков" и "облачных" сервисов, война за этот сегмент между Amazon и Google с такими компаниями, как Cisco, EMC, HP, IBM, Microsoft, VMWare в фарватере, продолжение "восхождения" планшетников, развитие и повышение результативности краудсорсинга и в целом всеобщая интернетизация, которая все больше станет менять привычную офлайн-реальность. По прогнозу IDC, мировые расходы на IT составят в 2014 г. $2,1 трлн. Собственно, этот интернет-энтузиазм присутствует уже давно, акции выходящих на IPO игроков соответствующего сегмента расходятся среди акционеров как горячие пирожки.
Но и здесь толика консерватизма не помешает. В конце концов один раз интернет-"пузырь" в мире уже сформировался и лопнул. Опыт размещения на публичных рынках современных интернет-гигантов показывает: после IPO динамика их акций не так уж однозначна.
Триллионы на информационные технологии - это много. Но годовой прирост на самом деле, по расчетам той же IDC, составит вовсе не такие уж фантастические, тем более с учетом инфляции, 5%. 13-процентный прирост ожидается на рынках развивающихся стран, прежде всего в Китае, что тоже вполне объяснимо. Зато обращает на себя внимание факт вроде этого: американский еженедельник Newsweek планирует возобновить в январе 2014 г. выпуск печатной версии. В интервью The New York Times главный редактор журнала Джим Импоко заявил, что в течение первого года после возобновления выхода издание хочет увеличить тираж до 100 000 экземпляров и что еженедельник намерен существовать не за счет рекламных бюджетов, а за счет взносов подписчиков. Подписка на Newsweek из-за этого будет стоить дороже, чем ранее. Пресса, которой только ленивый не предрекал полной и окончательной гибели в мире Интернета, пытается приноровиться к новым условиям, разрабатывая и обкатывая соответствующие времени бизнес-модели. Трудно сказать, что получится у Newsweek, но вот у Economist ровно то же самое получается. Конечно, это частный факт, но он, однако, никак не имел бы места, если бы интернетизация была абсолютным императивом. В том числе и в валютном сегменте.