Наелись

Один из самых одиозных проектов московского правительства приказал долго жить. На днях было объявлено о намерении городских властей продать муниципальные 75% акций сети закусочных «Русское бистро». Таким образом чиновники расписались в неспособности эффективно управлять коммерческим проектом.

Первые заведения «Русского бистро» появились в центре столицы зимой 1995 года как наш ответ McDonalds, в бизнесе которого, к слову, городские власти участвовали самым непосредственным образом – в СП «Москва-МакДоналдс» город изначально владел 51% акций, постепенно выкупленных американским партнером. Столичные власти как могли содействовали «Русскому бистро» в поиске поставщиков, помещений и кредитов. Например,  принадлежащая супруге московского мэра компания «Интеко» снабжала закусочные пластиковыми креслами и одноразовой посудой. Сейчас сложно сказать, чей родственник придумал продавать в ориентированной на семейную аудиторию сети дешевую водку, но этот человек сделал для дискредитации бренда больше, чем уровень сервиса и качество предлагавшихся блюд. В то время как рынок фаст-фуда активно рос, изощряясь в форматах и тем привлекая все более платежеспособную аудиторию, «Русское бистро» превращалось в убыточный проект. Обладая одним из самых узнаваемых брендов, сеть сдавала реальные позиции: в 2004 по посещаемости она занимала лишь седьмое место среди конкурентов (данные КОМКОН). Момент «просветления» случился в марте этого года, когда московские чиновники вступили в переговоры с профессиональным ресторатором главой компании «Арпиком» Михаилом Зельманом (управляет сетью стейк-хаусов Goodman, кафе «Ле Гато», рядом модных ресторанов). Предполагалось, что вместе с городом он создаст управляющую компанию, которая займется реанимацией сети, насчитывавшей на тот момент два десятка закусочных. Однако теперь столичное правительство готовит «Русское бистро» к приватизации, намереваясь продать его с молотка в сентябре. «Пока мы не приняли решение, будем ли участвовать в аукционе», – заявил «Ко» Михаил Зельман, подчеркнув при этом, что аналитики «Арпикома» тщательно оценивают привлекательность данного актива. В 2000 году  к сети бистро присматривался «РосинтерРесторанс», но тогда «цена вопроса» показалась ему неадекватной. Неизвестно, сколько запросит ее владелец сейчас, эксперты же оценивают 75-процентный пакет в $3 – 4 млн.  

«Не думаю, что найдется много желающих приобрести этот актив, – считает исполнительный директор консалтинговой компании Restcon Андрей Петраков. – Профессиональные игроки данного сегмента все «при деле», для них важно развить уже имеющиеся сети. Для стороннего инвестора такая задача непосильна – как непрофильный актив «Русское бистро» не имеет смысла покупать». Снижает привлекательность сделки, по мнению Петракова, и то обстоятельство, что блокирующий пакет акций «Русского бистро» останется в собственности московского правительства. Однако, судя по политкорректности заявлений Михаила Зельмана («правительство на то и правительство, чтобы решать, как ему удобнее продавать актив») и по нежеланию публично заявлять свою оценку сети, главный претендент на «Русское бистро» не только не отказался от своих планов, но и ожидает конкуренции. Случится ли она в зале аукциона или в коридорах власти – другой вопрос.