Нахимичили: закрыто уголовное дело в отношении главного бенефициара «Тольяттиазота»
Уголовное дело в отношении главного бенефициара «Тольяттиазота» было закрыто после депутатского запроса члена фракции «Единая Россия»
История вокруг крупнейшего в мире производителя аммиака началась в 2005 г. после того, как миноритарным акционером «Тольяттиазота» стала «Ренова Оргсинтез» Виктора Вексельберга (7,5% акций). Сразу после этого последовал депутатский запрос Ивана Харченко министру внутренних дел, чтобы проверили нарушения закона, связанные с приватизацией корпорации. Первые выемки документов прошли в конце апреля 2005-го, а уголовное дело в отношении председателя совета директоров «Тольяттиазота» Владимира Махлая и управляющего компании Александра Макарова было возбуждено в июне 2005 г. Федеральное агентство по управлению госимуществом посчитало незаконной приватизацию 6,1% акций ТоАза в 1996 г., и в феврале 2006-го руководству «Тольяттиазота» были предъявлены обвинения в хищении и легализации денежных средств.Владимир Махлай скрылся за границей, но борьба за предприятие продолжалась. Представители компании писали обращения президенту, в Госдуму, генпрокурору, выходили на митинги. На ТоАзе утверждали, что дело связано с желанием «Реновы» получить контроль над заводом. В «Ренове» обвинения отрицали, говоря, что претензии связаны исключительно с дивидендной политикой компании.
Существует и другая версия возникновения у «Тольяттиазота» проблем – конфликт с губернатором Краснодарского края Александром Ткачевым. Корпорация выступала основным инвестором строительства в порту Тамань химического терминала. «Фактически по решению краевой администрации строительство было приостановлено, – говорит депутат Госдумы Анатолий Иванов. – Как мне рассказывал Иван Харченко, организовать запрос его попросил губернатор Краснодарского края Александр Ткачев, у которого был конфликт с Владимиром Махлаем». По его словам, кто был первоначально заинтересован в возбуждении уголовных дел – Виктор Вексельберг или Александр Ткачев, сказать сложно.
Анатолий Иванов с самого начала выступал на стороне «Тольяттиазота». Руководство предприятия обратилось к нему за помощью после первого же визита на завод следователей. Но на его запросы несколько лет подряд никто не обращал внимания.
В 2007 г. депутат ГД от КПРФ Тамара Плетнева, работавшая ранее директором школы в Тамбовской области, подписалась еще под одним депутатским запросом в отношении налоговых выплат «Тольяттиазота». Она ссылалась на «расчеты выведенной экспортной выручки за 2004 – 2005 гг.». Чаша весов склонялась не в пользу руководства компании.
Расклад сил изменился летом 2008-го. Не получив желаемого контроля над предприятием, «Ренова» продала свой пакет «Уралхиму» Дмитрия Мазепина. С этого момента уже «Уралхим» начал осаждать суды исками в отношении ТоАза, но тоже безрезультатно. За последние пять лет Анатолий Иванов написал много депутатских запросов с просьбой разобраться в ситуации на «Тольяттиазоте». Но судьбу корпорации решил инициированный им запрос от фракции «Единая Россия» в 2009 г. «После моей встречи с Борисом Грызловым был направлен фракционный запрос на имя генерального прокурора Юрия Чайки и министра внутренних дел Рашида Нургалиева». По его словам, 1 апреля 2010 г. после этих писем дело закрыли за отсутствием состава преступления.