Накопать богатство: как археологические открытия создавали многомиллиардный бизнес

Археология в восприятии обывателя кажется чем-то вроде хобби богатых чудаков или бедных любителей, нечто на полях исторической науки. Энтузиасты копают себе, как в «Песне студентов-археологов» Высоцкого — «Студентом Федя очень был настроен Поднять археологию на щит» — и копают; все это, мол, не очень серьезно. Но на самом деле достижения археологии могут изменить жизнь множества людей и стать серьезным делом с многомиллиардным оборотом. При умелой постановке дела старые черепки можно конвертировать во вполне ощутимые деньги. 

Миллиарды в огороде

В марте 1974 года бедный китайский крестьянин Ян Жифа из провинции Шэньси, копая в засуху колодец, не думал, что на дне ямы его будет ожидать сокровище. Под лопатой оказался глиняный черепок — голова от какой-то скульптуры. Ян Жифа немедленно проинформировал власти, и приехавшие из города археологи установили, что он наткнулся на часть захоронения императора Цинь Шихуанди — его личную гвардию в загробном мире, состоящую из 8100 статуй солдат в натуральную величину.

Яну выдали 300 юаней — его жалованье  в народной коммуне за год. Но этим выгода крестьянина не исчерпывалась: его нанял музей, где шесть дней в неделю с 9 до 17 он, как первооткрыватель одного из самых больших сокровищ в мировой истории, подписывает буклеты и книжки в сувенирной лавке, получая в месяц 1000 юаней. Участок, где стоял его дом, возле которого он рыл колодец, у него забрали, но дали взамен получше в соседней деревне. А на прежнем месте возник музей.

С 1979 года его посетили более 150 миллионов туристов. В 2019 году, перед ковидом, в нем побывало более 9 миллионов человек, в сутки доходило до 114 тысяч. «Терракотовая армия» ныне является главным культурным достоянием Китая, едва ли не затмившим знаменитую Великую стену. Стена  — это просто стена, а тут индивидуализированные скульптуры:  у каждой свое лицо, своя одежда, недаром регулярно выдвигаются теории о влиянии греческого искусства на тогдашних китайских мастеров. А еще, в отличие от стены, терракотовых воинов (точнее, их копии) можно возить на выставки по всему миру.

Музей находится на окраине города Сиань, древней столицы Китая. Сегодня из-за ограниченной  вместимости помещения в  день продается не более 65 тысяч билетов: одновременно в нем может находиться не более 13700 человек. Цена на билет колеблется от 150 юаней (примерно 22,5 доллара) в высокий сезон, до 120 юаней.

Поскольку музей не может вместить всех желающих, власти Сианя развили мощную туристическую инфраструктуру вокруг древних сокровищ. Терракотовая армия выступает как магнит, как центр притяжения. За пять лет, с 2011 по 2015 в Сиань  приехало 500 миллионов туристов, что дало 402 миллиарда юаней (61,5 млрд долларов). В 2016 году Сиань и ее окрестности посетили 150 миллионов (!) туристов, принеся 120 миллиардов юаней (18 млрд долларов). Туризм составляет почти 9% городского ВРП.

При этом нахождение самой гробницы императора уже точно определено, но ее не вскрывают по различным соображениям. Когда все-таки это состоится, возможно, увиденное перекроет по своей значимости предыдущие открытия в Сиане, и сколько туристов тогда захочет посетить город, можно только догадываться.

Фото: Cfoto / Keystone Press Agency / Global Look Press

Дорогая античность

Первым примером превращения раскопок в туристический аттракцион в истории стали Помпеи, засыпанные вулканическим туфом при извержении Везувия в 79 году. Систематические раскопки начались в 1748 и сразу стали громкой сенсацией, ибо ознакомили европейцев с повседневной жизнью римлян. Ставшие музеем под открытым небом Помпеи были включены в туристические маршруты по Италии, как место, которое следует обязательно посетить. Сегодня в Помпеи  в среднем приезжает 2,5 миллиона туристов в год, хотя их число может достигать 3,8 млн как в 2019-м, накануне коронавируса. Цена билета колеблется от 16 до 18 евро.

В 1922 состоялось крупнейшее археологическое открытие в истории египтологии — археолог Говард Картер нашел неразграбленную могилу фараона Тутанхамона. Ее содержимое стало основой коллекции Египетского музея в Каире. Сегодня этот музей посещают до миллиона туристов в год, в нем находится до 120 тысяч экспонатов, в основе своей добытых именно путем раскопок по всему Египту. Под Каиром в Гизе завершается строительство нового музея древностей ценой 550 млн долларов. Ожидается, что в год Большой музей будет принимать до пяти миллионов визитеров, совмещающих это с поездкой к Великим пирамидам. Сегодня в целом в Египте исторические музеи и места раскопок, в т.ч. Долину царей, посещает в год до 3,8 млн человек. Наряду с пляжами на Красном море археологические экспонаты — главная приманка для иностранных туристов. В этом отличие добытых из-под земли артефактов от руды, нефти или угля, происходящих оттуда же. Археологический экспонат служит бесконечно долго, а полезные ископаемые только «здесь и сейчас».

Надо сказать, что если до 60-х годов коллекция из гробницы Тутанхамона была доступна только тем, кто посещал Египет, то с 60-х годов она регулярно отправлялась с турами по западному миру, неизменно вызывая аншлаг и принося немалые прибыли устроителям.  Египетские археологические сокровища работают не только на Египет. Розеттский камень находится в Британском музее в Лондоне, бюст Нефертити – в Египетском музее в Берлине и т.д., что порождает бесконечные претензии на возврат национального достояния на родину. За счет археологии существуют многие туристические объекты мира, например, Национальный археологический музей в Афинах, включающий в себя золотую маску Агамемнона, найденную Шлиманом, тогда как отрытый им клад царя Приама попал в итоге в Пушкинский музей в Москве.

В России раскопки, подобные помпейским, также проводились — так был от(к)рыт Херсонес Таврический в Крыму. Они начались в 20-е годы XIX века, и продолжаются до нашего времени. Руины античного города уникальны для России. Но долгое время это заповедное место было затруднено для посещения из-за закрытого статуса Севастополя — военно-морской базы. Теперь же по соседству строится историко-археологический парк Херсонес Таврический, который будет включать в себя среди прочего музеи Античности и Византии, и международный археологический центр. До сих пор из-за недостатка помещения выставлялось на обзор не более 10% от 140 тысяч находок. Общая стоимость проекта неизвестна, но его организаторы отчитались о 3,4 миллиардах рублей, затраченных на строительство только в 2021 году. Археология обходится в копеечку, но в данном случае не государству, а частным жертвователям.

еще по теме:
Приморье видит «Сны Сибири»
Одна из самых громких столичных выставок прошлого сезона «отправилась в тур» по российским регионам
Сны Сибири

Нам только посмотреть

Как мы видим, есть два основных варианта использования археологии — музей под открытым небом, либо специализированный музей, куда свозятся находки.

Есть и другие примеры использования археологических открытий, а именно — настенной живописи древних людей  в пещерах. Самая известная такая пещера, первая среди открытых — Альтамира в Испании, затем последовали сотни других, среди самых важных — Ласко во Франции, и уже совсем недавно — Шове, в той же Франции. Найденные там рисунки животных поражали своей выразительностью и экспрессией, мастерством первобытных художников. Естественно, пещеры привлекали внимание туристов. Но довольно быстро выяснилось, что расконсервация пещер, прежде закрытых, приводит к многочисленным негативным воздействиям, уничтожающим фрески. Визиты запретили, и взамен было решено строить реконструкции наскальной живописи рядом с оригинальными пещерами. Туристы посещают современные здания, погружаясь в атмосферу древней живописи, а местные общины также не обижены, поскольку продолжают принимать гостей.

Понятно, что такие заменители строить недешево, например, Ласко IV (то есть уже четвертая «реплика» пещеры) стоит 50 миллионов евро. Также десятки миллионов уходят на сохранение оригинальных рисунков в пещерах — установки систем искусственного климата и т.д. Так археология играет свою роль в экономике современного мира, с одной стороны обеспечивая заказами производителей, с другой – принося прибыль как туристический объект в том или ином смысле.