Top.Mail.Ru
архив

Налог бессмысленный и беспощадный

В очередной раз попытка российских властей сделать хорошую мину при плохой игре окончилась известным результатом. Громкие заявления высокопоставленных чиновников о том, что в бюджете все в порядке, что кредиты МВФ нам не очень-то и нужны (мол, обойдемся без них), сменились рассуждениями о том, что законом о бюджете предусмотрена возможность использования кредитов Центрального банка для финансирования расходов бюджета и что ничего страшного не будет, если эта возможность окажется использованной в самое ближайшее время. Похоже, российские государственные финансы окончательно и бесповоротно сели на иглу эмиссионного финансирования.

Все началось в сентябре 1998 года, когда коалиция Примаков - Маслюков - Геращенко втихую, с нарушением российского законодательства, восстановила кредитование федерального бюджета со стороны Центрального банка. Выпустив джинна из бутылки, власти практически пустили ситуацию на самотек. В результате за последние 100 дней 1998 года федеральный бюджет получил от Центрального банка около 75 млрд руб., или 9% квартального ВВП.

В итоге к концу года инфляция разогналась до 10% в месяц, а темпы падения рубля с 1 ноября по 1 апреля составили 50%. Похоже, столь быстрое действие экономических законов несколько остудило пыл любителей легкой наживы: в бюджете-99 была предусмотрена существенно меньшая сумма кредитов Центрального банка - "всего" 32 млрд руб. и $2,1 млрд. Правда, позднее последнюю цифру увеличили более чем вдвое - до $4,5 млрд, да и АРКО получило еще 10 млрд руб. В итоге в прошлом году федеральный бюджет получил от Центробанка кредитов на сумму примерно 150 млрд руб., или 3,35% годового ВВП.

С большой долей вероятности можно предположить, что эти кредиты, полученные Минфином, никогда не будут возвращены. Практика 1997 - 1999 годов показала: при наступлении сроков погашения полученных от Банка России кредитов принимается решение о перекредитовании федерального бюджета, что позволяет расценивать эти кредиты как безвозвратные. Одним словом, не умея или не желая собирать установленные законодательством налоги, государство решило обложить все население страны эмиссионным налогом.

Суть этого налога проста: на начало 1999 года денежная масса в России составляла 448 млрд руб. В эту сумму входят все наличные рубли, обращавшиеся в экономике, и все депозиты юридических и физических лиц. Напечатав 150 млрд руб. для нужд бюджета, Центральный банк к каждому нашему рублю добавил по 33 коп., то есть уменьшил реальную стоимость наших рублевых активов на четверть.

Неплохой налог получается - в течение года четверть сбережений словно корова языком слизнула! А самое главное, налог этот прост и технологичен в применении: ни тебе налоговых деклараций, ни налоговую инспекцию и полицию содержать не надо. Знай только законы успевай принимать - и казна будет наполняться свеженькими рублями.

И правительство с законодателями стараются: сначала бюджет-2000 в доходной части раздули на 50 - 60 млрд руб., затем "заложились" на получение внешних займов в размере $6 млрд - главным образом от международных финансовых организаций, понадеявшись на то, что "они деловые люди", хотя очевидно, что больше $2 млрд нам вряд ли дадут. В результате дыра в принятом бюджете составляет около 180 млрд руб. - при том, что в него уже заложены кредиты Центрального банка в сумме $1 млрд и 30 млрд руб. Получается, может за 200 млрд руб. зашкалить! Напомню, что денежная масса на 1 декабря 1999 года (более поздних данных Центральный банк не опубликовал) составляла 625 млрд руб. Таким образом, государство снова хочет забрать четверть наших сбережений. Видимо, опыт последнего времени признан успешным. Остается только радоваться тому, что "ставка налога" не повышается.

Впрочем, не у всех читателей есть причины для беспокойства: основными плательщиками эмиссионного налога являются лица, получающие фиксированные доходы (а это в первую очередь бюджетники и пенсионеры), компании, не получающие экспортных доходов в валюте и не имеющие возможности привязывать свои тарифы к курсу доллара, а потому имеющие только рублевые активы.

Однако такое самоуспокоение вряд ли уместно: последовательно и регулярно обирая все население, государство никак не может рассчитывать на радужные долгосрочные экономические перспективы. Постоянное обесценение рублевых сбережений заведомо не способствует повышению доверия к национальной валюте и не может заставить отказаться население от покупки "зеленых". Еще более печально то, что устойчивое обесценение национальных сбережений делает совсем призрачными надежды на подъем российской экономики - без сбережений не бывает инвестиций, если только страна не открывает двери иностранному капиталу.

Проведение денежно-бюджетной политики, опирающейся на эмиссионный налог, подобно участию в скачках без седла на необузданном мустанге: если мастер, то и удержаться можешь, и удовольствие получаешь, и зрителям интересно. Только рано или поздно с этого мустанга придется спрыгнуть - уж больно неудобно, да и целенаправленного движения, скорее всего, не получится. Кроме того, ты ни за что не станешь победителем, если соперники в седле на скакунах.

Еще по теме