Налоги на рейтинг
Комментируя предстоящее изменение таможенных пошлин на иномарки возрастом от трех до семи лет, премьер Михаил Касьянов* заявил, что это вовсе не повышение. По его словам, это выравнивание условий для всех участников купли-продажи указанных автомобилей. И, собственно, все. За исключением таких пустяков, как необходимость для частного покупателя платить налог на добавленную стоимость и акциз.
Сразу следует отметить, что любимая правительством, а также группой эффективных лоббистов российского автопрома тема о поддержке отечественного производителя на сей раз уже не звучала. То ли производители российских передвижных устройств под названием «Волгамосквичваз» в поддержке уже не нуждаются, то ли при обилии иных анекдотов этот – об улучшении качества отечественных машин с помощью заградительных таможенных пошлин – оказался невостребованным. О сем неведомо. Во всяком случае, можно предположить, что вышеназванные пошлины изменяются, естественно, в сторону повышения (неважно, за счет какого уравнивания чего и с чем) по каким-то другим причинам. Говорят, что этого хотят западные производители, которые приходят на российский рынок. Как версия, возможно, и годится. Но контекст современного состояния российской экономики наводит и на несколько иные соображения.
Вот, например, такое. Правительство в области налоговых реформ выбрало модель поведения, продемонстрированную аукционистом из романа «Двенадцать стульев». Это когда выяснилось, что Киса Воробьянинов прогулял деньги и потому оплатить весь лот концессионеры не в состоянии. Тогда аукционист полный лот из двенадцати стульев разбил и стал продавать по одному, много по два (при отсутствии других крупных клиентов). То есть внятную, эффективную и понятную налогоплательщикам реформу власть провести не в состоянии. Причины, в общем, понятны, поскольку реформа такого рода неизбежно требует помимо серьезной политической воли еще и сокращения госрасходов, что, в свою очередь, понижает рейтинг не только правительства, но и президента. А об этом не может быть и речи. Поэтому выбран куда более оригинальный способ – заявлять о снижении налогов при одновременном увеличении госрасходов. Вот ведь праздник для министра финансов. Ну и где теперь ваш Гете со своим «Фаустом»? Госрасходы – это вообще отдельная тема. Понятно, что российская экономика их теперешнего уровня не выдерживает. Дело не в увеличении золотовалютных запасов за счет высокой стоимости нефти и не в сладком словосочетании «бюджетный профицит». Потому как уровень экспортных цен на энергоносители не вполне отражает динамику развития экономики в целом. Если же говорить не о профиците, а о разумном и эффективном бюджете, то снижать ту его часть, которая называется «расходы», жизненно необходимо. Но – опять рейтинг, который наряду с Пушкиным сегодня наше всё. И всё. На следующий год планируется увеличить госрасходы на 80 млрд руб. Привычный для нас асимметричный ответ. Так что о реальной налоговой реформе пока надо забыть.
Указанная реформа разбивается на части, и вместо некоторой системы получаются отдельные эксперименты или имитация снижения налогов путем оглашения непонятно как определяемых ставок. В частности, вспомним недавнюю идею о плоской ставке единого социального налога. Беда не в том, что она плоская – не Земля все-таки. А в том, что предлагаемая ставка никак не стимулирует переход на полную выплату «белой» зарплаты, потому хотя бы, что примерно в два с половиной раза выше, чем в странах с хоть немного развитой экономикой. И если разумный порог ставки, к примеру 10%, то чего так радостно сообщать о снижении действующего налога с 35% до, скажем, 26% или 28%. Если вам надо что-то прокипятить, то бессмысленно радоваться, что удалось нагреть воду вместо 50оС до 70оС. Потому что нужно именно 100оС.
Поскольку эксперименты малоэффективны, получается, что правительство уже не очень надеется получить необходимый результат при работе с прямыми налогами. И потому переходит на косвенные. Так что изменение таможенных пошлин на иномарки может оказаться только началом уверенного похода российской власти «по карманам» избирателей. Тем более что средства на обеспечение необходимого рейтинга требуются постоянно. Так что хотя бы здесь система образовалась.
* признан в России иноагентом