Налоговая реформа завершилась
НА СВОЕМ последнем перед долгожданными летними каникулами заседании Дума приняла в третьем чтении четыре главы II части Налогового кодекса (по акцизам, НДС, единому социальному и подоходному налогам), а также закон о введении II части в действие. Теперь у кабинета развязаны руки для подготовки бездефицитного бюджета-2001 по новому налоговому законодательству, увеличивающему доходы федерального бюджета. Бюджет практически не придется пересчитывать ввиду минимальности думской правки; его предполагается внести в Думу в конце августа независимо от позиции губернаторов по налоговым документам. Если раздосадованный президентским пакетом законов Совет Федерации на этой неделе наложит на налоговые законы вето, то Дума будет преодолевать его уже осенью.
Основной налоговой новацией в итоге оказывается введение плоской шкалы подоходного налога (13%) вместо нынешней трехуровневой. Правительство неоднократно заявляло, что рассчитывает таким образом вывести из тени нелегальные зарплаты. Однако это вряд ли удастся по двум причинам. Во-первых, снижение налогов на фонд оплаты труда, выплачиваемых работодателями, не столь значительно, как снижение подоходного налога. Во-вторых, многие просто не верят, что пониженные ставки - это надолго. Правительство, не связанное обещанием поддерживать ставки неизменными в течение определенного времени, теоретически может повысить их тогда, когда теневые ныне доходы будут показаны. Похожий прецедент уже был: не прошло и года после введения шкалы экспортной пошлины на нефть, привязывающей ее к мировым ценам, как Виктор Христенко говорит о необходимости пересмотреть механизм расчета ставки. Другое дело, что ставки пошлины представляются некоторым экспертам заниженными. Но менять принципы расчета раз в год - это совсем нехорошо.
Вторая новация - социальный налог, объединяющий пенсионные, медицинские и соцстраховые взносы. Введена регрессивная шкала, однако ее минимальная ставка составит все-таки 5%, а не 2%, как хотели депутаты.
Третья новация - замена большинства оборотных налогов (в сумме составлявших 4% и поступавших в региональные бюджеты) повышенными ставками акцизов, собираемых федеральным бюджетом. Однако, повышая акцизы, правительство обещало регионам не допустить уменьшения средств на ремонт и строительство автодорог. Депутаты же хоть и повысили бензиновые акцизы достаточно сильно, но не "в достаточной мере", по мнению правительства. Депутатам так и не удалось ответить на вопрос, почему внутренние потребители нефтепродуктов должны оплачивать общее снижение номинального бремени. В результате правительство согласилось с сохранением на два года 1-процентного налога на пользователей автодорог, хотя еще недавно называло оборотные налоги безусловным злом и рекламировало их отмену как главное достижение "налоговой реформы".
На полгода сохраняется старый принцип взимания НДС при торговле со странами СНГ, затем он будет изменен на взимание налога по принципу "страны назначения". На год сохранены льготы по НДС на лекарства и строительство жилья, если половину его стоимости оплачивает бюджет. Должны будут платить НДС малые предприятия, чей годовой оборот превышает 4 млн руб.
Общее снижение бремени едва ли будет заметным, так как касается в основном номинального бремени. К примеру, собираемость налога на продажу ГСМ составляла всего 17%. Кроме того, ликвидирован ряд льгот, особенно по НДС и акцизам. Оборотные налоги кроме акцизов заменит 5-процентный муниципальный налог на прибыль.
Зато вполне реальным станет перераспределение доходов между регионами и центром. Интересно высказался об этом Михаил Касьянов*: продвигая пакет налоговых законопроектов, "правительство не ставит своей целью отобрать какие-либо доходы у регионов", но "это объективная необходимость, такие бы меры должно было принять любое правительство в нынешней ситуации".
Вообще август на этот раз обещает быть спокойным, хотя ряд экспертов прогнозируют правительственный кризис уже осенью. Он может быть связан как со снижением бюджетных доходов из-за падения цен на нефть, так и с внутренними "силовыми" разборками с крупными корпорациями. Правительству же, вероятно, придется отвечать за увеличение темпов инфляции. С 1 августа повышаются пенсии (в среднем на 125 руб.) и начинается очередная волна роста тарифов монополий. В большинстве регионов с 1 августа вырастет на 15% стоимость местной связи. На 18,5% повышаются тарифы на грузовые перевозки, что весьма чувствительно для многих предприятий, так как транспортные затраты в структуре издержек составляют, по данным Института экономики РАН, 10 - 15%. Денежные меры борьбы с инфляцией, которые планируют применить Минфин и ЦБ, конечно, могут быть плодотворны, но повышению цен в реальном секторе они вряд ли смогут противостоять.
* признан в России иноагентом
Еще по теме
Это произошло как-то незаметно. Боссы международных корпораций, сидящие в своих лондонских и брюссельских офисах, теперь предпочитают покупать российское. Речь пока идет не о продуктах, а о кадрах. Отечественных менеджеров все чаще ставят на первые посты в московских офисах западных компаний.