Налоговая революция свершилась

В СТАНЕ предпринимателей ширится бурное ликование. Экспортерам начали возмещать НДС (в мае выплаты вырастут с 4 до 6 - 7 млрд руб. в месяц). МНС решило покончить с "пирамидой Починка", разогнавшего госдолг по НДС до 35 млрд руб., что положительно сказалось на отчетных показателях, но переместило министра по налогам в кресло министра труда. Импортеров одарила Дума, отклонившая уже в третьем чтении закон о введении различных видов голографических марок, которыми пришлось бы оклеивать не только товар, но и счета-фактуры и товарные накладные. Владимир Путин признал нецелесообразным квотирование ввоза импортных лекарств, отозвав из Думы соответствующий законопроект. Это реальные позитивные шаги.

Кроме того, правительство договорилось само с собой, какими должны быть первые шаги налоговой реформы, в результате чего Дума с интервалом в один день получила сначала президентское, а затем премьерское налоговые послания. Из-за спешки в некоторых деталях послания не совсем совпадают. "Экономический рост, который сейчас наблюдается, при всем нашем желании не является устойчивым, - говорит Михаил Касьянов, - поэтому сейчас необходимы комплексные меры реформирования экономики. Если Дума поддержит правительственные инициативы, в будущем году налоговое бремя, по оценке Германа Грефа, снизится на 2% ВВП".

Наиболее ощутимая мера - снижение подоходного налога. Было решено согласиться с идеей единой ставки в 13%. Сторонники установления двух ставок (12 и 20 либо 25%) потерпели полное фиаско. При обсуждении этой поправки в Думе возможны трудности (левым идеологически неприятно голосовать за ставку, уравнивающую в правах богатых и бедных), но поправка пройдет. Тем более что потери бюджета не слишком велики: в основном все платили по минимальной ставке (средняя ставка сегодняшних госдоходов - 12,9%; по 30-процентной ставке государство получает всего 0,1% суммы с этого налога). Так что снижение бремени является в основном номинальным. Но и то хлеб, как метко заметил Греф, "государство не должно заниматься лицемерием".

На эту меру чиновники возлагают большие надежды: снижение подоходного налога - "базовое условие" для легализации гражданами трудовых доходов, и подоходные сборы должны резко возрасти. Действительно, большинство из нас готовы отдать родному государству 13% - стимул к легализации налицо. С такой ставкой можно показывать любой реальный доход. Однако налоговая реформа, похоже, пойдет весьма неравномерно, и это порождает новую и весьма неприятную для предпринимателей коллизию.

Дело в том, что суммарные налоги на фонд оплаты труда предполагается снизить не так сильно, как ставку подоходного налога: взносы в Пенсионный фонд составят 28%, а социальный налог - предположительно 7,6% (4% - в соцстрах, 3,1% - в территориальные фонды медстраха, 0,5% - в федеральный медстрах). Нагрузка на ФОТ снижается с 39,5% до 35,6%. Естественно, такое снижение не может стать "достаточным стимулом" для легализации ФОТ работодателями. Поэтому Михаил Задорнов предлагает ввести "регрессивную шкалу, при которой с высоких заработков - например, выше 10 тыс. руб. на одного работающего в месяц - происходило бы снижение отчислений". С этим вроде бы согласен первый замминистра финансов Сергей Шаталов, но пока только в отношении соцналога.

В итоге сознательные граждане получают идеальную возможность "заложить" своих работодателей: ведь доходы-то будут "обеляться" зарплатные. Объем нелегальной зарплаты, по скромным оценкам Починка, - 12% ВВП, в связи с чем правительство намерено быстро увеличить минимальный размер месячной и почасовой оплаты труда. А проследить источник дохода для налоговиков уже сейчас почти не проблема. Так что возникает конфликт чести (не подвести хозяина) и долга (отдать 13%), а компаниям впору срочно включать в тренинги по корпоративной культуре тему "Разговор с фининспектором". А ведь предполагалось, что налоги на ФОТ и подоходный не должны превышать ставку налога на прибыль, которую вроде бы решено не повышать до 35%, несмотря на расширение списка расходов, вычитаемых из базы налога.

Неравномерность шагов сулит и другие проблемы. Ведь снижение налогового бремени, выравнивание условий налогообложения и упрощение налоговой системы будут сопровождаться ужесточением налогового администрирования. И это может произойти еще до того, как налоги будут в достаточной мере понижены. Особенно учитывая, что новый глава МНС Геннадий Букаев не принадлежит к сторонникам снижения ставок и уверен, что, "если у налогоплательщиков есть возможность скрыть налоги, любой это сделает, таковы особенности психологии".

Вторая по значимости мера - ограничение налогового самоуправства местной власти: все местные налоги, кроме пяти, должны быть отменены. Мэры и районные начальники смогут вводить лишь муниципальный налог с предельной ставкой 5% от дохода, земельный (от 0,1 до 2%), на рекламные услуги (до 5% их стоимости), на вмененный доход для малых предпринимателей и на имущество физлиц.

Также предпринимаются и другие меры, важнейшая из которых -упорядочивание системы налоговых льгот, которых станет значительно меньше.

Со следующего года планируется переход на взимание НДС по месту назначения в торговле со странами СНГ. Будут отменены все налоги с выручки и ряд региональных налогов, в частности на содержание жилищного фонда и объектов соцкультбыта (сейчас дает до 70% доходов местной власти), на пользователей автодорог, на операции с ценными бумагами, на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Вокруг налога на покупку валюты идут споры (скорее всего, он будет сохранен), как и вокруг повторного внесения поправок к первой части НК (см. "Ко", №17). Налоги на имущество предприятий, физлиц, земельный налог заменит налог на недвижимость. В шесть раз планируется повысить акциз на бензин, что уже вызвало бурную реакцию самых разных лоббистов и панические инфляционные прогнозы. Вдвое - табачный акциз. Вводятся акцизы на дизтопливо и автомобильные масла; госпошлины за регистрацию векселей, проспектов эмиссий, всех организаций, за изменения, вносимые в учредительные документы, за "имеющие юридическое значение услуги ГИБДД", в том числе за выдачу номерных знаков и техпаспорта. Стоит отметить, что, пока не нашли поддержки идеи усилить налогообложение дорогого движимого и недвижимого имущества, власти не очень хочется трогать сильных, хотя эти налоги, безусловно, необходимы, просты для сбора и, как отмечают эксперты МВФ, могли бы послужить хорошим образцом для остальных плательщиков.