Наполеоновские планы Дерипаски

23.09.200200:00

На прошлой неделе Олег Дерипаска всех поразил. Акционер «Русала» и «Руспромавто» задумал грандиозные перемены в своем бизнесе. Для начала он объявил журналистам о планах перевести на единую акцию 27 предприятий, которые входят в холдинг «Русский алюминий». Параллельно в единую акционерную компанию будет собрано и автомобильное хозяйство Дерипаски и Абрамовича (ГАЗ, ПАЗ, ЛиАЗ и прочие автомобильные предприятия). Для этого управляющая компания ООО «Руспромавто» (сейчас 70% акций компании поровну разделены между «Базэлом» и Millhouse Capital) преобразуется в ОАО «Русские машины». Производство «Волг», скорее всего, в объединенную компанию не войдет. Зато итальянская Iveco будет вести переговоры по поводу выпуска коммерческого транспорта уже с «Русскими машинами». Кстати, еще в прошлом году теперь уже бывший гендиректор «Руспромавто» Дмитрий Стрежнев предполагал, что единая автомобильная компания при «Базэле» будет образована не раньше чем через 5 – 10 лет.

Перевода на единую акцию предприятий «Русала» мог состояться и раньше. Однако специалисты «Русала» посчитали, что в период неблагоприятной ценовой конъюнктуры лучше подождать. А сейчас эксперты компании посчитали, что цены на алюминий будут стабильно расти и через пять лет спрос на этот металл увеличится на 20%.

Опираясь на этот оптимистичный прогноз, Дерипаска начал строить прямо-таки наполеоновские планы. На Байкальском экономическом форуме он рассказал, что через пять-шесть лет его компания станет самой крупной в мире и обойдет по объемам производства нынешнего лидера – американскую Alcoa. Глядя на масштабные инвестиционные планы Дерипаски, действительно можно подумать, что он намерен превратиться в Билла Гейтса от алюминиевой чушки. В этом году «Русал» вел переговоры о приобретении Гвинейских бокситовых рудников, а также объявил, что будет участвовать в тендере на приобретение 29,15% акций индийской национальной компании NALCO. В конце августа «русаловский» десант побывал в Мурманской области. С губернатором Юрием Евдокимовым металлурги договорились о строительстве на Кольском полуострове нового завода мощностью 500 тыс. тонн первичного алюминия в год. Новый завод будет расположен недалеко от двух морских портов, к тому же будет получать дешевую энергию от Кольской АЭС. Для разработки проекта уже создана рабочая группа из представителей администрации Мурманской области, «Русала» и «Росэнергоатома». Стоимость строительства оценивается примерно в $1 млрд. В Иркутске Дерипаска рассказал, что «Русал» намерен построить в России еще четыре алюминиевых завода. В Хакасии компания собирается запустить вторую очередь СаАЗа, в Красноярском крае – построить еще один завод рядом с залежами бокситовых руд и Богучанской ГЭС (стоимость строительства составляет $1,2 млрд – $2 млрд). Еще один металлургический комбинат мощностью 500 тыс. тонн «Русал» хочет возвести в Иркутской области, и, наконец, построить завод на Дальнем Востоке. Все новые предприятия ориентировочно могут быть запущены в 2005/2006 году. Кроме того, «Русал» поговаривал, что приступит к глобальной реконструкции Николаевского глиноземного завода.

Если все планы Дерипаски будут реализованы, только в России у холдинга будет девять алюминиевых заводов, а в мире этого металла станет больше примерно на полтора миллиона тонн. Возможно, сделав свое заявление, глава «Русала» насладился тем, как отвисли челюсти у слушавших его представителей бизнес-сообщества. Но реально осуществление глобальных планов Дерипаски может не принести ему ожидаемой выгоды. По мнению аналитика «Тройки-Диалог» Валерия Николаева, мировой рынок может не вместить дополнительный миллион тонн. Нет уверенности и в том, что за пять лет цены на алюминий не упадут ниже планки, допустимой для обслуживания займов под финансирование проектов «Русала». Также большим вопросом является и то, удастся ли «Русалу» найти пару миллиардов долларов долгосрочных кредитов. Уже сейчас объем «длинных» займов компании составляет $1,2 млрд. Аналитики полагают, что заявления Дерипаски не более чем популизм и на самом деле инвестиционные планы «Русала» несколько скромнее.

«Ко» обращает внимание, что так много заводов по всей стране Дерипаска хочет построить там, где находятся весьма привлекательные энергогенерирующие станции. Пока приватизация компаний «ЕЭС России» еще не началась, «Русал» стремится застолбить себе доходные участки. Например, Богучанская ГЭС, возле которой планируется построить один из заводов, легко может перейти под контроль «Русала». На прошлой неделе совет директоров «ЕЭС России» распорядился начать оценку размера пакета акций Богучанской ГЭС, который будет передан в качестве обеспечения инвестиционного займа «Русалу» (займ небольшой – всего $10 млн). Агентства сообщают, что представители Дерипаски получили право войти в состав совета директоров и ревизионной комиссии ГЭС. По оценке гендиректора ГЭС Геннадия Кузнецова, общая стоимость окончания строительства станции с проектной мощностью 3000 МВт оценивается в $120 млн. Ввод в эксплуатацию первой очереди намечен на 2006 – 2007 годы.