Народные магазины Игоря Ковпака
Второй год подряд Игорь Ковпак возглавляет рейтинг ста самых влиятельных предпринимателей Среднего Урала, опережая, в частности, председателя совета директоров «Уралмаша» Каху Бендукидзе. Ковпак - президент самой крупной в России розничной сети «Кировский». На сегодняшний день в Екатеринбурге 21 супермаркет с таким названием. Все жители города знают процветающего торговца по имени-отчеству. И вовсе не потому, что видят его лицо на плакатах в многочисленных магазинах. Уважают.
Любимое занятие
В почти полуторамиллионном Екатеринбурге строят метро. Всеобщее доброжелательное отношение к предпринимателю, да еще из сферы торговли, кажется нонсенсом. Однако я видела это своими глазами. Студенты, продавцы, таксисты и даже старушки уважают Ковпака за то, что дела его идут успешно. И за то, что в люди выбился сам, без посторонней помощи. А еще, наверное, за патриотизм - покинуть Урал ради столицы или заграницы Ковпак никогда не стремился. Имидж его населению тоже импонирует. Хозяин белоснежного кабинета с пальмой в кадке и стильным аквариумом - Ковпак даже в модном синем костюме производит впечатление этакого крепкого мужика, знающего себе цену и вместе с тем лишенного высокомерия и чванства.
Мужицкая основательность, как и торговая жилка, проявились в нем рано. На летние каникулы мать отправляла мальчика к деду на Украину. Игорь жил там все три месяца. Именно на юге после четвертого класса он стал зарабатывать первые деньги - ежедневно таскал к проходящим поездам по два ведра яблок из дедовского сада: «Надо было помогать матери, ведь я рос без отца. Моей задачей на лето было обеспечить себя одеждой к школе. Я сам покупал к осени пальто и ботинки». Торговать ему нравилось - результат был виден сразу. Надо только проявлять расторопность и быть общительным. Лучше справляешься - быстрее других распродаешь товар.
Однако мечтал он в то время только о спортивной карьере. Даже сейчас, когда дел вон сколько, Ковпак начинает утро с просмотра «Спорт-экспресса». В юности же Игорь всерьез хотел посвятить свою жизнь хоккею с мячом. Чемпион области, мастер спорта. Воинскую службу проходил в СК «Свердловск». Однако успешно начавшаяся спортивная карьера Ковпака неожиданно прервалась из-за травмы глаз. Все планы на жизнь рухнули. С того крушения надежд и начался его путь в торговле.
Подготовительный этап занял четыре года. Мать смогла устроить 19-летнего парня только на Первоуральский новотрубный завод. Четыре года он проработал слесарем по вентиляции и канализации. Работа Ковпаку не нравилась, но юноша очень хотел встать на ноги. Он ушел с завода только в 1978-м, одновременно с окончанием заочного отделения планово-экономического факультета СИНХа. Его взяли работать на склад в маленький магазинчик в Первоуральске.
Ковпак быстро проявил себя и меньше чем через год, в возрасте 25 лет, стал завмагом. Через пять лет он перебрался в Свердловск, уральскую столицу.
Образцовое предприятие торговли
Создатели первого «Кировского» не предполагали, что он станет лишь началом сети. Ни о каких супермаркетах речь тогда тоже не шла. Просто в 1987 году, на волне всеобщей перестройки и ускорения, решено было создать первый в Свердловске экспериментальный магазин. С полным самообслуживанием, отсутствием складов и торговлей прямо с контейнеров в зале. Начальник областного управления торговли Виктор Кузьмин пригласил на это новое дело Игоря Ковпака, зарекомендовавшего себя в городской торговле умелым и неконсервативным управленцем. Он работал в то время в специализированном автоцентре «ВАЗ».
Магазин строили с нуля, и Ковпак руководил предприятием начиная с закладки первого камня. Двухэтажный «Кировский» площадью 6358 кв. м был построен в рекордно короткие сроки - за 11 месяцев - и открылся 23 октября 1987 года. Приобретя опыт по созданию предприятия, Ковпак стал учиться управлять большим магазином. Проблем было много: никто не знал, сколько заказывать машин, как должен проходить товар... Бывало, директор собственноручно катал стоявшие не на месте тележки.
В этот «Кировский» на Сиреневом бульваре (на окраине Свердловска) ездили со всего города. Местные жители вспоминают, что иногда заходили просто посмотреть на супергастроном, ничего не покупая. Магазин поражал размерами, возможностью брать с полок товар самому. А самое главное - продавцы приятной наружности, молоденькие и не хамящие. Приезжали сюда горожане и для крупных закупок - на Сиреневом не было очередей.
В 1990 году свердловский «Кировский» был признан лучшим магазином страны и получил переходящее красное знамя. В том же году здесь побывал Михаил Горбачев. После его визита магазин стали приводить в пример на всех совещаниях по торговле, в «Кировский» приезжали перенимать опыт из других городов. И директор образцового предприятия Игорь Ковпак стал известен в системе торговли за пределами Свердловска. В 1991-м он выступил на семинаре по обмену опытом перед секретарями ЦК партии. Когда стали формировать первое ельцинское правительство во главе с Иваном Силаевым, Ковпаку предложили пост министра торговли.
Думали они с женой долго. Стать в 39 лет министром - перспектива заманчивая. Тем более что по натуре Ковпак - человек деятельный. И, как всякий человек, сделавший себя сам, не лишенный амбиций. Однако после многочисленных семейных обсуждений Ковпак отказался от высокого поста. Практическая деятельность волновала его в те годы больше, чем политика.
Как создавалась сеть
В 1993 году «Кировский» акционировался, а через год предприятие начало расширяться. Надо сказать, что в 1994 году положение торговых предприятий было очень тяжелым - многие магазины стали разоряться. Ковпак и его команда - с некоторыми советниками он работает уже почти десять лет - понимали, что выстоять в такой ситуации проще тому, у кого больше торговых точек под одним управлением. Можно диктовать условия поставщикам, задавать цены конкурентам, да и поток живых денег, проходящих через предприятие, увеличивается. ЗАО «Супермаркет «Кировский» начало выкупать по магазину-два в год. Директора торговых предприятий на грани банкротства и сегодня предпочитают продавать свое дело Ковпаку. Этот вариант позволяет им избежать неприятных разговоров с кредиторами. «Кировский» же, если магазин с его точки зрения перспективный, отдает все чужие долги, вкладывается в переоборудование и меняет вывеску.
Первый оптовый продовольственный рынок в городе создал тоже Ковпак. В 1995 - 1996-х доходы с него перекрывали магазинную выручку. Правда, ЗАО «Супермаркет «Кировский» вышло из этого бизнеса, как только на рынке началась стрельба, - репутация дороже. Название «Кировский» за рынком сохранилось. Предприятие же Ковпака сосредоточило интересы исключительно на развитии розничной торговли.
Сегодня самый первый и самый большой супермаркет «Кировский» дает только 15 - 20% от общего товарооборота компании. Остальное приходится на 20 других (менее масштабных) филиалов. Изначально же пределом мечтаний казался десяток магазинов. И то американские консультанты из международных программ крутили пальцем у виска - мыслимое ли дело вкладывать в российскую розничную торговлю так много средств? Открытие среднего магазина с хорошим ремонтом и импортным оборудованием площадью 1000 кв. м стоит в Екатеринбурге примерно $500 тыс.
Выкупая третий, пятый, седьмой магазины, Игорь Ковпак и не предполагал, что красно-белые вывески «Кировского» будут красоваться в Екатеринбурге на каждом углу. Он просто внимательно относился к предложениям и не упускал шансов. Прецедентов - крупных розничных сетей - в России еще не было. В СИНХе делать супермаркеты не учили. Не ударить в грязь лицом Ковпаку помогли присущее ему стремление быть лучшим и природная смекалка. Он учился делать супермаркеты по книжкам, но многое перенимал у западников. Никаких специальных стажировок: просто во время заграничных поездок фотографировал потолки, стены, витрины магазинов, изучал постановку света, наблюдал за продавцами и менеджерами. Стены директор «Кировского» в белый цвет перекрасил - раньше в его магазинах они были разноцветными. Дорогое итальянское оборудование стояло во всех его магазинах изначально. Работа практически без склада, с которой только после кризиса начали экспериментировать многие московские супермаркеты, у Ковпака тоже была налажена. Все магазины компьютеризированы и объединены в сеть. Фирменные булочки «Кировские» прямо в магазинах, как в Америке, тоже выпекают. Подсветку по-западному он тоже сделал. Но вот переводить магазины на круглосуточную работу, как во многих странах, Ковпак не собирается. «Я живу на Урале. Моя задача - зарабатывать деньги. А при круглосуточной работе убытков будет больше, чем прибыли. В Екатеринбурге другой ритм жизни, это не Москва». Работают супермаркеты в Екатеринбурге с 9.00 до 21.00, лишь некоторые отделы до 23.00.
Год назад, кстати, у Игоря Ковпака опять была возможность переехать в столицу, где горизонты шире, а доходы выше. Его пригласили стать партнером и реаниматором московских супермаркетов «Юникор». А он снова отказался от переезда. Не потому, что боялся браться за проблемную сеть. «Я подумал, что здесь могу защитить свой бизнес, а там - кто знает... Директор ведь должен не только руководить предприятием, но и обеспечивать условия для его стабильной работы».
И снова расширение
Весной прошлого года «Кировских» было 18. Особую активность в покупке магазинов компания проявила в 1997 - 1998 годах. Кроме того, деньги предприятия вкладывались в векселя и в ГКО. Игорь Ковпак не скрывает, что финансовые операции приносили больший доход, чем непосредственно розничная торговля. Это позволило компания не привлекать ничьих кредитов под покупку новых магазинов. Напротив, ЗАО «Супермаркет «Кировский» само предоставляло кредиты крупным фирмам и банкам в регионе. В июле Ковпак по совету своих специалистов вывел деньги с рынка ГКО. «Теперь мы уже не идем на рискованные шаги. Сейчас нужно действовать только наверняка. Наша основная задача - сохранить то, что наработано. Деньги мы держали в двух надежных банках, хотя на какой-то период все же «выгоняли» их за границу - легально, под контракты. Но потом все вернули».
Вложения в розничную торговлю Ковпак не считает рискованными, поскольку четко понимает, как она функционирует. После кризиса магазины захлестнула новая волна банкротств, а Ковпак расширяется - в соответствии с той же идеей о необходимости объединения в крупные сети. Ему ежедневно звонят по два-три владельца гастрономов. Правда, теперь, прежде чем выкупать новую точку, ситуацию в компании оценивают тщательнее. С августа открылись уже три новых магазина, еще несколько откроются в этом году. Во всех установлено импортное оборудование - прилавки, горки, кассовые аппараты Siemens...
Один из новых магазинов - предмет особой гордости Игоря Ковпака. Он вложил в него гораздо больше, чем в остальные, даже несмотря на то, что прекрасно усвоил западное правило: не тратить много денег на ремонт, а инвестировать их в товар и системы управления. Этот магазин на улице Пальмиро Тольятти - ответ упрекам в расточительстве. Глядя на послекризисное расширение «Кировского», кто-то сказал Ковпаку: «Подумаешь, новые магазины после кризиса, они же вам дешево обходятся» Он не удержался и сделал дорогостоящий ремонт, оснастил магазин самыми современными кассами с лазерными сканерами и доказал всем, что может себе позволить и после кризиса вкладывать в торговлю много денег. Он чувствует себя в регионе настолько уверенно, что не боится демонстративных шагов.
Естественно, кризис задел и «Кировские». Раньше в магазинах Ковпака измеряли проданное за день контейнерами, теперь - палетами. Сыра уходило 10 т в день, а теперь 1 - 3 т. Дневная выручка сети снизилась вдвое - $150 тыс. «И все равно бизнес у нас не убыточный, - говорит Ковпак. - Наши цены самые низкие по Екатеринбургу. У нас народные магазины. Я хотел доказать, что могу сделать цивилизованные магазины для нормальных, честных людей. И доказал».
В коллективе почти 2000 сотрудников, средний продавец получает 1500 руб. и ежедневное бесплатное питание, что по местным меркам совсем неплохо. В день через магазины сети проходят примерно 50 тыс. покупателей. В послекризисном ассортименте стало больше отечественных продуктов.
В апреле предприятие Игоря Ковпака покупает мясоперерабатывающий завод на севере области. Там хорошее импортное оборудование, грамотный менеджмент, но нет оборотных средств. Как только завод будет приобретен, в области откроют штук пять магазинов сразу. «Я не стал бы открывать магазины вне Екатеринбурга, где самое платежеспособное на Урале население. Но если открыть их рядом с мясоперерабатывающим заводом, то у нас практически не будет транспортных издержек. Этот шанс нельзя не использовать».
«Диверсификация»
Вкладывать деньги в другой бизнес или развивать свою сеть в других городах, удаленных от производства, Ковпак не собирается. Он трезво смотрит на вещи и прекрасно понимает, что синица в руке лучше журавля в небе. Хотя попробовать попробовал. Один «Кировский» действует вне Екатеринбурга - в Заречном, городе атомщиков.
Сейчас функционирование розничной сети ЗАО «Супермаркет «Кировский» уже не нуждается в ежечасном непосредственном руководстве Ковпака. И на этом этапе - в 1998 году - президент ЗАО начал заниматься политикой. Случилось это достаточно спонтанно. Накануне выборов в местное Законодательное собрание в его офис пришли специалисты по предвыборным технологиям. Они сказали Ковпаку, что рейтинг его в Екатеринбурге очень высок, к тому же горожане уважают. «Один из консультантов мне понравился, и я согласился работать с ними». На выборах Ковпак без проблем обогнал соперников - почетного гражданина города и советника губернатора Росселя.
Уже год Игорь Ковпак не только директор прибыльного предприятия, но и заместитель председателя комитета по экономической политике, бюджету, финансам и налогам Законодательного собрания Свердловской области. К тому же он советник губернатора и возможный региональный лидер «Отечества» - выбор предводителя должен вот-вот состояться на общем собрании движения в Екатеринбурге.
Как у политика регионального уровня у Ковпака нет недостатков. Деловая репутация отличная: прибыльное предприятие, обширные связи, отсутствие компрометирующих обстоятельств. Личная репутация тоже в порядке. Женился еще в свой армейский период, старший сын Александр работает в «Кировском», младший - Лева доучивается в УрГЭУ (бывший СИНХ) и, по словам отца, навещая офис, с интересом изучает статистику и аналитику предприятия.
Ковпака-старшего теперь больше интересует политика. В этом году он готовится к участию сразу в трех выборах - мэра, губернатора и в Государственную Думу. Он всю жизнь устанавливал для себя планку выше, чем соперники, но в пределах возможностей, благодаря чему поднимался без взлетов и падений - медленно, но верно. Он не мог уехать из Екатеринбурга в 92-м и 97-м, потому что не исчерпал тогда всех возможностей. Но сейчас ситуация изменилась, так что не исключено, что к 2000 году создатель екатеринбургской сети супермаркетов Игорь Ковпак все-таки переберется в Москву.