Нарушители традиций
Книг о маркетинге издается так много, что писателям, как и их героям- коммерсантам, приходится придумывать, чем отличиться от конкурентов.
Американцы Сэм Хилл (профессиональный консультант) и Гленн Рифкин (журналист) решили написать не о том, как добивались успеха корпорации – такие, как Procter & Gamble и Microsoft. Герои их книги – рок-группа Grateful Dead, Национальная баскетбольная лига, Гарвардская школа бизнеса и несколько небольших, но настырных компаний.
Всех их, по мнению авторов, отличает радикальный подход к маркетингу. Три кита такого подхода – знание своего рынка и намерение остаться на нем надолго, эмоциональное и дружеское отношение к своему потребителю и, наконец, ограниченность ресурсов. Есть ли здесь радикализм? Недостаточные финансовые ресурсы, пожалуй, единственное отличие Iams Company от корпорации Mars и других производителей кормов для домашних животных, а Grateful Dead – от Led Zeppelin. Вряд ли конкуренты тех, чьи маркетинговые ходы показались авторам нетрадиционными, не стремятся выстраивать долгосрочные отношения с потребителями или плохо осведомлены о тенденциях на своем рынке.
А вот десять правил маркетинга, которые приводят Хилл и Рифкин, действительно необычны. Судите сами: «С осторожностью используйте данные маркетинговых исследований». Или: «Идите наперекор требованиям здравого смысла». К тому же опыт компаний, решившихся на подобные эксперименты, в любом случае небезынтересен.
Сэм Хилл, Гленн Рифкин. Радикальный маркетинг. – «Альпина Бизнес Букс», 2004.