Наружники на мировую не согласны
Операторы рынка наружной рекламы продолжают настаивать на несоответствии федеральному законодательству постановлений правительства Москвы № 866 и 867, взбудораживших рынок в конце прошлого года. На днях в дело вмешалась Таисия Ткачева - глава Министерства по антимонопольной политике РФ, а сами рекламисты намерены обратиться в арбитражный суд с иском о неправомочности действий правительства Москвы. Между тем, как это обычно бывает в моменты крупных переделов рынка, на поверхность всплывают разнообразные нелицеприятные истории, "выводящие на чистую воду" главных заинтересованных лиц и "проливающие свет" на их деятельность. Одним из главных фигурантов подобных историй является столичное агентство "Тихая гавань", располагающее вместе с компаньонами наибольшим в Москве числом щитов 3х6.
"Гнусные предложения" и мировые соглашения
Московская наружная реклама сегодня напоминает взбаламученное падением здоровенного булыжника болото: с момента принятия правительством Москвы постановлений № 866 и 867 на рынке не прекращаются дебаты между сторонниками и противниками мэрских нововведений. Напомним, что в соответствии с этими постановлениями операторов наружной рекламы хотят обязать платить городу за право долгосрочной аренды рекламных поверхностей. Суммы необходимых платежей устанавливаются по сложной формуле, но в целом составляют не менее 7 - 12 млн руб. (около $250 тыс. - $450 тыс.) для любого рекламного агентства. Помимо этого разового платежа за долгосрочную аренду мэрия намерена поднять и тарифы за аренду рекламных поверхностей. Не вдаваясь в тонкости запланированных мэрией мероприятий, можно сказать: пресловутые постановления особенно больно ударили по небольшим агентствам, у которых менее 50 рекламных щитов.
Платить в городской бюджет за право аренды рекламисты должны были начать еще 14 ноября прошлого года. Однако активное противостояние рекламистов-наружников претворению в жизнь постановлений №866 и 867 привело к тому, что вожделенный приток средств до сих пор не начал пополнять столичную казну.
Меры рекламистами предпринимались разные: от создания "рупора общественности" - "Союза профессионалов наружной рекламы" (СПНР) до обращения в Министерство по антимонопольной политике РФ. Итогом этого обращения стало появление на свет дел за № 6-41 и 6-43, рассмотрев которые, МАП обнаружило в постановлениях № 866 и 867 ряд нарушений федерального законодательства и направило в адрес вице-мэра Валерия Шанцева предписание устранить эти нарушения. Службы вице-мэра попросили у МАП разрешения доработать постановления до 22 февраля. Однако уже 11 января в адрес президента СПНР Сергея Клюшкина пришло письмо № 4-19-15858/9 за подписью Валерия Шанцева, краткое содержание которого сводится к призыву своевременно внести требуемые постановлениями № 866 и 867 платежи на добровольных основаниях. Иначе говоря, попросив у МАП своеобразный тайм-аут, мэрия намерена попыталась все-таки реализовать свои намерения, не устраняя недоработок в документе (некоторые пункты которого министр Таисия Ткачева, по словам очевидцев, назвала "гнусными предложениями"). По словам российского представителя Международной рекламной ассоциации Сергея Глода, сейчас мэрия попробует получить с рекламистов деньги, отправить их в казначейство и только потом приняться за доработку своих постановлений - с чистой душой и полным карманом.
Однако рекламисты подготовились к такому повороту событий. Представители СПНР намерены создать первый судебный прецедент, обратившись в Московский городской арбитражный суд с иском, ответчиком по которому выступает не проигравшее пока ни одного дела правительство Москвы. По словам Сергея Глода, успешность судебной практики правительства Москвы заключается в том, что в заведомо проигрышных для себя делах юридические службы мэрии предлагают оппонентам пойти на мировое соглашение. "Мы же, - заметил Глод, - на мировую не пойдем. Если суд примет наш иск, то перед мэрией возникнет некая судебная перспектива, а значит, до решения суда вступление постановлений мэрии в силу притормозится".
А гавань здесь тихая
Между тем в скандале вокруг постановлений № 866 и 867 есть и другие заинтересованные стороны - крупнейшие операторы рынка наружной рекламы агентства APR-city и "Тихая гавань", располагающие наибольшим числом рекламных щитов в Москве. В частности, "Тихой гавани" вместе с партнерскими компаниями "Миллениум" и "Атор" (все они входят в группу Plaza, одним из владельцев которой является известный предприниматель Умар Джабраилов) принадлежит до 3 тыс. рекламных щитов по Москве, APR-city - около 1100. Фактически только этим двум компаниям пресловутые постановления и играют на руку. По словам гендиректора APR-city Максима Ткачева, пятилетняя аренда представляется рекламистам "единственным способом цивилизованного развития рынка, поскольку это позволит привлечь долгосрочные инвестиции и улучшить качество обслуживания клиентов, а в конечном счете и внешний вид города". Именно за это APR-city и "Тихая гавань" готовы вносить на счета мэрии крупные даже для этих агентств средства. Естественно, что такая лояльность лидеров рынка городским властям не может нравиться всем остальным операторам, которые сейчас пытаются обвинить "старших братьев" во всевозможных нарушениях. Впрочем, большинство обвинений раздается в адрес "Тихой гавани" - про APR-city даже конкуренты говорят, что "агентство работает цивилизованно", ставя ему в упрек лишь неформальную близость к нынешнему начальнику управления по делам наружной рекламы города Владиславу Котову, выходцу из APR-city.
"Тихая гавань" же считается на рынке (правда, бездоказательно) весьма одиозной компанией, что, впрочем, не мешает ей из года в год увеличивать количество своих щитов во всех местах Москвы. "Беззубость" нападок конкурентов вполне понятна: например, при подготовке этого материала автору пришлось столкнуться с тем, что все собеседники, с жаром говорившие о нарушениях "Тихой гаванью" правил размещения наружной рекламы в городе, сразу же сникали, когда им предлагалось подписаться под своими словами. В частности, нынешний "глава оппозиции" Сергей Клюшкин сообщил "Ко": "Меня уже и так обвиняют в организации всех выступлений против "Тихой гавани", а мне это не надо". Не удалось получить и информацию о том, сколько именно щитов "Тихой гавани" установлено по Москве с нарушениями (такую статистику, по слухам, ведут в компаниях "РосВеро" и "Фрейзи Грант"). Таким образом, говоря об этом агентстве, к сожалению, можно оперировать лишь ссылками на "неофициальные данные" и "хорошо информированные источники".
Итак, по свидетельству "хорошо информированных источников", агентство "Тихая гавань", созданное еще в те времена, когда главой департамента по печати и информации правительства Москвы был Леонид Белов (ныне помощник вице-мэра Москвы Валерия Шанцева), грешит произвольной установкой рекламных щитов в лучших местах Москвы с момента своего основания. Недоброжелатели утверждают, что около 30% щитов "Тихой гавани" установлены пиратским способом, а еще 25% двусторонних рекламных конструкций зарегистрированы в качестве односторонних. По словам очевидцев, работавших в правительстве Москвы во времена Белова, уже тогда - на этапе зарождения рынка наружной рекламы - "Тихая гавань" получала эксклюзивные условия при прохождении согласований, на которые у прочих компаний уходило около месяца. "Тихая гавань" же ставила свои щиты, не дожидаясь оформления паспортов на нужные места. Собственно, именно в этом участники рынка прежде всего и обвиняют "Тихую гавань": мол, "втыкают щиты, где хотят". Справедливости ради стоит отметить, что сам Леонид Белов, которого считают чуть ли не соучредителем агентства, всегда отрицал свою причастность к деятельности "Тихой гавани".
Считается, что именно на первом этапе деятельности агентству удалось установить щиты в лучших местах Москвы - в историческом центре и вдоль основных магистралей. Поскольку значительная число щитов "Тихой гавани" - по слухам - установлено не вполне законно (а значит, плата за их аренду не вносится или вносится неаккуратно), агентство смогло в разгар кризиса сбить цены на рынке крайне низкими ставками за размещение рекламы на своих щитах.
Попытки тем или иным способом минимизировать выплаты городу, по мнению наблюдателей, "Тихая гавань" предпринимает до сих пор. Так, по некоторым данным, вскоре после выхода в свет пресловутых постановлений № 866 и 867 все щиты компаний "Миллениум" и "Тихая гавань" (около 3 тыс.) были перерегистрированы на имя партнерской компании "Атор", что позволяет группе компаний заплатить городу, грубо говоря, не 30 млн руб. (в среднем по 10 млн руб. с каждой компании), а всего 10 млн руб. - с одного "Атора".
Кстати, именно этот шаг компаний, входящих в группу Plaza, хорошо иллюстрирует слабые места в схеме сбора средств, предложенной постановлениями № 866 и 867. Получается, что сумма, которую необходимо уплатить в городской бюджет, формируется регрессивным методом, когда владельцы меньшего количества щитов платят существенно большую - из расчета на один щит - сумму за их аренду. Другой серьезной претензией участников рынка к разработчикам постановлений является само требование "платить за право аренды", поскольку таковое право является неконституционным.
Добиваться справедливости в суде рекламисты намерены до победного конца - вплоть до Высшего арбитражного суда. Неизвестно, удастся ли наружникам повлиять на развитие ситуации, но притормозить процесс им вполне по силам. Во всяком случае, для рекламистов это последний шанс ознакомить городские власти с требованиями рынка. Иначе, как это часто бывает в подобных случаях, ситуация может выйти из-под контроля, поскольку речь идет об экономическом выживании целого ряда операторов наружной рекламы.
Еще по теме
Многим компаниям осложняет жизнь отсутствие высоких покровителей. Еще хуже тем, чей покровитель внезапно исчезает: были тепличные условия, а стали обычные. Такая метаморфоза сейчас происходит с сателлитами бывшего управделами президента Павла Бородина. В частности, с Международным промышленным банком.