«Наш адрес – Советский Союз»
В понедельник 13 сентября президент поставил страну в известность о том, каким будет ее государственное устройство. В ответ на серию террористических актов Владимир Путин произвел кадровые перестановки, в ходе которых федеральные силовики снова сохранили посты, а президентский полпред в Южном федеральном округе Владимир Яковлев отправился на повышение – руководить вызванным из небытия Министерством региональной политики. На место Яковлева назначен бывший глава аппарата правительства Дмитрий Козак. Одновременно он возглавит другое новообразование – Федеральную комиссию по делам Северного Кавказа. Создание этой комиссии все-таки имеет отношение к борьбе с терроризмом, чего нельзя сказать о главном элементе политического проекта. Владимир Путин решил не выбирать губернаторов прямым голосованием избирателей, а предложил региональным законодателям утверждать их по представлению главы государства. По сути это отказ от федеральной модели государства в пользу унитарной. Одновременно Путин хочет отменить выборы в Госдуму по мажоритарным округам, сделав нижнюю палату парламента полностью зависимой от допущенных туда Кремлем карманных партий.
Сентябрьский проект представляет собой лишь очередной этап длинного политического сценария. Первым шагом в этой истории была операция «Преемник», в ходе которой удаляющийся от дел первый президент назвал имя второго. Вместе с преемником в списке «акционеров» корпорации «Россия» появились чекисты. Проникнув в «реестр акционеров», новоявленные «миноритарии» начали атаку на других владельцев пакета. Первыми за бортом оказались Гусинский и Березовский – идеологическим прикрытием этого этапа была идея «равноудаления» олигархов, с симпатией воспринятая большей частью общества. Кроме того, удалению подверглись руководители крупных госкомпаний, обладавшие значительными финансовыми и политическим ресурсами – Рем Вяхирев, Николай Аксененко и др. Вместе с Гусинским в пропасть полетело частное телевидение – профессиональные инстинкты «миноритариев» подразумевают контроль над эфиром.
Третьим этапом стало изгнание оппозиции из Думы, места «слишком правых» и «слишком левых» заняли плохо различимые, но хорошо управляемые выдвиженцы «Единой России». Запустив в Думу «Единую Россию», «миноритарии» стали обладать «блокирующим пакетом» акций корпорации «Россия». Четвертым этапом стало «дело ЮКОСа», в ходе которого власть начала разрушение крупного капитала: «зачистка» началась с ЮКОСа, но никто не знает, кем она закончится. Получив «контрольный пакет», власть начинает пятый этап. Следующим объектом атаки становятся региональные элиты и контролируемая ими собственность.
«Назначают или выбирают губернатора Хабаровского края или Московской области – это никак не влияет на борьбу с терроризмом. Активизация террористов связана с нерешенными проблемами на Кавказе, а события в Беслане использованы Кремлем для укрепления власти», – комментирует «Ко» последние президентские предложения секретарь Союза правых сил Борис Надеждин. Независимый депутат Госдумы Владимир Рыжков в интервью «Ко» отмечает, что предлагаемые реформы противоречат решению Конституционного суда РФ, который 18 января 1996 года признал не соответствующими Основному Закону ряд положений устава Алтайского края, в том числе норму об избрании главы края Законодательным собранием. Владимир Рыжков считает, что Дума должна отклонить предложенные законопроекты как неконституционные; если этого не сделать и принять предложения президента, то «придется обращаться в Конституционный суд, который попадет в крайне неудобное положение, ведь ему придется дезавуировать собственные решения», – считает депутат.
Станут ли региональные элиты защищаться от экспансии федерального центра? Владимир Рыжков полагает, что нет: «Любой строптивый будет наказан. Губернаторы хорошо знают, что в лучшем случае лишатся должности, в худшем – подвергнутся уголовному преследованию. Страна парализована страхом, она боится и террористов, и Кремля».
У Бориса Надеждина иная точка зрения: «В России кончилась публичная политика. Никто из губернаторов не выйдет к телекамере и не скажет, что предлагаемое решение неверно, однако в частных беседах губернаторы высказывают самые различные суждения по поводу предлагаемых изменений. У губернаторов есть как минимум два ресурса, чтобы воздействовать на ситуацию. СПС собирается организовать сбор подписей против готовящихся изменений. От того, будет ли губернатор помогать сбору подписей в своем регионе, зависит успех этого начинания. Кроме того, у губернаторов есть ресурс в виде Совета Федерации, где сопротивление теоретически возможно. Если 30 – 40 губернаторов решатся на публичное несогласие, запланированные изменения могут не состояться».
Проект № 5 имеет еще одно важное свойство. По сути это первая попытка власти воздействовать на средние российские компании. Не секрет, что многие подобные предприятия выросли на связях с региональными элитами. В отличие от крупных сырьевых компаний ключевой для компаний так называемого конкурентного сектора является поддержка региональных и местных администраций. Реализуя заявленную реформу, силовая группа получает мощный инструмент передела в вотчинах регионов. Строительный, телекоммуникационный, продовольственный, фармацевтический и другие рынки теперь будут неизбежно вовлечены в «конфликтную» зону экономики.