Наша Мараша
Этой осенью состоялась премьера российского спортивного автомобиля Marussia ориентировочной стоимостью около 100 000 евро. Идеолог проекта Николай Фоменко уверен, что инновационный продукт изменит представление об отечественном автопроме. Впрочем, доверяют словам известного шоумена далеко не все эксперты.
В рамках международного автосалона во Франкфурте Николай Фоменко и Ефим
Островский, руководители компании Marussia Motors, презентовали двухместный
спортивный автомобиль со сменными кузовами. Премьера была очередной: публике
показали второй вариант спорткара (B2). Предыдущая модель (соответственно B1)
была представлена на суд зрителей еще в конце 2008-го. Как обычно это бывает,
первое знакомство сопровождалось откровенно рекламными заявлениями и
многочисленными обещаниями. "Мировой автопром опутан по рукам и ногам
производственными технологиями прошлого поколения, - сообщил тогда Николай
Фоменко. - Огромные и не окупившиеся до сих пор инвестиции в производство
автомобилей с несущим металлическим кузовом тормозят мировых автогигантов перед
намечающимся радикальным поворотом в автомобилестроении, что позволяет нашей
компании вырваться вперед". Быстро вырваться вперед не удалось. Руководители
Marussia Motors анонсировали начало продаж в 2009 году (ориентировочно в мае),
но вместо этого сотворили вторую модель (отличающуюся от первой в основном по
дизайну) к сентябрю. Теперь намечен очередной рубеж - 2010 год. Именно тогда
начнутся первые поставки Marussia, сообщили "Ko" в компании.
ШОУ ИЛИ БИЗНЕС?
Сказать, что международная премьера российского спорткара удалась, было бы преувеличением. Почти сразу у экспертов возникли вопросы по поводу пресловутой инновационности модели. Оказалось, что "инновацию в чистом виде" (именно так описывают Marussia пресс-релизы) с первого взгляда разглядеть трудно, со второго - тоже. "Весь вопрос в том, что понимать под инновационностью, - комментирует ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. - Да, в нашей стране таких автомобилей не производили, поэтому его можно считать инновационным у нас. Но на Западе похожие машины есть, более того, они выпускаются серийно, поэтому в масштабах мирового автопрома назвать эту машину инновационной нельзя". Профессор Высшей школы экономики, эксперт в области инвестиционной политики и венчурного инвестирования Иван Родионов считает, что речь идет, скорее, не об инновационном продукте, а о стандартном маркетинговом ходе. "Формирование бренда в автомобильном премиум-сегменте - дорогостоящее удовольствие (от $100 млн). Впрочем, существует элемент везения при выходе на рынок. Ставка в PR-кампании на "инновационность" может и сработать", - подчеркивает специалист.Одна из главных изюминок проекта - возможность менять кузова ("как панели сотового телефона"). При этом, с гордостью сообщало руководство Marussia Motors, для создания оригинального кузова компании понадобилось всего 36 дней.
Ехидные очевидцы "русского чуда" во Франкфурте почему-то оценили не поразительную скорость изготовления, а удивительно небрежное качество сварки, уплотненные поролоном стыки и другие "особенности" выставочного образца. Реализацию "идеи по производству уникальных, разнообразных и неповторимых моделей на основе единой универсальной платформы" журнал "За рулем" назвал "гаражной самоделкой", подчеркнув, что и уровень проектирования не выше уровня качества сборки и изготовления "русского суперкара". Например, дверь при ближайшем рассмотрении оказалась похожей на танковый люк - по крайней мере, по уровню удобства.
Не все так просто и с "внутренностями". Как уверяют представители компании, Marussia создана "по канонам спортивного автомобилестроения": двигатель V6 объемом 3,6 литра ("результат совместной работы инженеров компании Cosworth и Marussia Motors"), максимальная мощность - 420 л. с., вес - 850 кг. "Автомобиль Marussia В2 способен разогнаться от 0 до 100 км/ч за "обморочные" 3,2 секунды", - рассказывают на сайте проекта. Николай Фоменко на презентациях не скупится на сенсационные заявления: "Marussia абсолютно надежна. Если понадобится, она доедет и до Владивостока. Это самый надежный из существующих форматов автомобилестроения, используемый в спорте, в гонках. Машина едет очень быстро и при этом является самой безопасной, человек всегда в ней выживает". От слов к делам создатели Marussia пока не перешли: безопасность автомобиля и его скоростные возможности существуют, скорее, гипотетически.
АВТО ДЛЯ ГАРАЖА
Добавив ко всему вышеописанному прочие опции автомобиля (три ЖК-экрана, беспроводной скоростной Интернет, систему навигации, кондиционер, телефон, Bluetooth, три видеокамеры и т. п.), можно смело делать предположения о целевой аудитории. "Если инициаторам проекта повезет и идеей неожиданно заинтересуются достаточное количество богатых людей, хранящих в своих гаражах самые разные автомобили, то Marussia займет свое место и там, и на рынке", - уверен Иван Родионов. По мнению директора аналитического агентства "Автостат" Сергея Целикова, потенциальные потребители продукта - молодые обеспеченные люди, которые ездят сейчас на подержанных Ferrari и прочих иностранных спорткарах, стоящих (в новом состоянии) существенно дороже, чем Marussia.Пока массового спроса на Marussia не наблюдается: предоплачено всего 17 образцов. Цифры даже для премиум-сегмента несерьезные. Прибыль от продажи такого объема, по оценкам экспертов, вероятно, не будет превышать 0,5 млн евро - как правило, на подобное производство уходит 70 - 80% от дохода. По мнению специалистов, себестоимость автомобиля составит около 70 000 - 80 000 евро. Как это ни парадоксально, указанные цифры подтверждает тот факт, что год назад Marussia, по неофициальной информации, планировалось продавать за 50 000 евро. Вероятно, затраты на производство оказались выше, чем ожидалось.
В этих весьма приблизительных расчетах не учтена еще одна существенная статья расходов - испытания на безопасность и рекламные акции (например, участие в автогонках). На это, по мнению Ивана Родионова, может "уйти" от 5 до 10 автомобилей.
Возможно, из-за отсутствия ажиотажа вокруг спорткара менеджмент Marussia Motors "потерял аппетит". Если в сентябре на международном автосалоне руководство торжественно объявило, что будет выпускаться 3000 автомобилей в год, то в октябре производитель сообщил "Ко" о скромных планах в 150 экземпляров.
"Спрос на машину будет, - оптимистично настроен Дмитрий Баранов из "Финам Менеджмент". - Однако хватит ли его для окупаемости проекта, оценить сложно. Слишком мало информации, нет отзывов первых покупателей". Как считает эксперт, свою роль может сыграть и предубеждение, что в нашей стране создать свою качественную машину в принципе невозможно. Надо сказать, этому стереотипу есть на что опираться. Спортивные автомобили в России пытаются делать с начала прошлого века. Так, первый русский спорткар датируется 1911 годом, после чего новые модели начали появляться с завидной регулярностью. Правда, эти машины мало кто видел. И еще меньше - тех, кто на них ездил.
ПОСЧИТАЛИ - ПРОСЛЕЗИЛИСЬ?
По оценкам разных экспертов, первоначальные вложения в Marussia составили от $0,5 млн до $5 - 7 млн. Получить более точные сведения от руководства предприятия не удалось. PR-кампания Marussia Motors - также "инновационная" в своем роде. После получения информационного запроса от "Ko" сотрудники автопроизводителя две недели не давали комментариев. Затем прислали пресс-релиз, дублирующий размещенную на сайте информацию, а также стандартную подборку вопросов-ответов, не имеющую к первоначальному запросу прямого отношения.Независимо от количества потраченных денег уже сейчас очевидно, что легкого возврата инвестиций ожидать не стоит - авторынок (премиум-сектор в том числе) переживает в России и в мире не самые лучшие времена. По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в РФ, продажи новых пассажирских машин и легкого коммерческого транспорта в нашей стране за три квартала 2009 года снизились на 51% (по сравнению с тем же периодом 2008-го). В частности, объемы реализации Porsche (Marussia позиционируется как альтернатива Porsche и Ferrari) рухнули на 45%. Замдиректора агентства "Автостат" Сергей Удалов подчеркнул, что падение импорта luxury-марок очень интенсивное, а предпосылок для роста в этом сегменте на ближайшие год-два пока не видно.
"Рынок переживает спад, сегмент машин премиум-класса не является исключением", - подтвердила директор по маркетингу и связям с общественностью "Порше Руссланд" Оксана Хартонюк. - Автомобильный рынок является очень суровой конкурентной средой, и только время покажет, станет ли Marussia прямым соперником Porsche как в России, так и в мире".
Менеджмент Marussia Motors прогнозы не смущают: наладить производство и сбыт планируется в Европе. Ситуацию на европейском рынке эксперты оценивают более оптимистично, чем на отечественном (падение продаж на нем остается самым сильным среди пятнадцати крупнейших рынков мира). Как сообщила Европейская ассоциация автопроизводителей, объемы реализации легковых машин в странах Европы в сентябре этого года выросли на 6,3% по сравнению с сентябрем прошлого. Тем не менее продажи по итогам трех кварталов на авторынке Европы снизились в целом на 6,6% - из-за резкого спада в начале года. Аналитики считают рост продаж в сентябре временным, объясняют его программами господдержки (а они близки к завершению) и прогнозируют спад.
В таких условиях "быстро вырваться вперед" Marussia не удастся, скорее всего, и в следующем году. Возврат инвестиций к 2011-му (по некоторым данным, именно таковы были первоначальные бизнес-планы) также представляется маловероятным.
"С точки зрения венчурного финансирования инновационных продуктов этот проект вряд ли представляет какой-либо интерес. Исходя из озвученных цифр, путем нехитрых операций можно вычислить, что на инвестиции, например в 1 млн евро, будет отдача только через 2 - 3 года", - добавляет Иван Родионов. По его мнению, этот проект может быть приятным, не слишком затратным хобби или стать небольшой компанией, существование которой позволит получать стабильную зарплату в $10 000 команде из 15 - 20 человек. "Серьезным" бизнесом назвать это сложно.
ТО ЛИ ЕЩЕ БУДЕТ…
Создатели Marussia не собираются останавливаться на достигнутом и продолжают озвучивать все новые и новые планы. В частности, по выпуску в следующем году пятиместного полноприводного кроссовера, гоночной версии автомобиля и "полноценного" кабриолета. К слову, именно кроссоверу предназначено конкурировать с Audi Q7 и стать "локомотивом продаж". Все это будет сопровождаться масштабной рекламной кампанией. По словам Николая Фоменко, Marussia в 2010 году может стать партнером одной из команд в "Формуле-1", а также принять участие в самой известной в мире гонке на выносливость "24 часа Ле-Мана". Что из этих заявлений относится к сфере бизнеса, а что к элементам шоу - судить пока сложно. Но то, что амбициозные планы Фоменко рынок откорректирует достаточно жестко, почти очевидно.Таблица 1 Характеристики
ДВИГАТЕЛЬ | |
Тип | Бензиновый, V-образный,6-цилиндровый |
Рабочий объем, см? | 3498 |
Максимальная мощность, л.с. | 300 |
Максимальный крутящий момент, Нм | 330 / 3600 |
ТРАНСМИССИЯ | |
Привод | Задний |
Коробка передач | 6-ступенчатая АКПП |
ШАССИ И КУЗОВ | |
Пространственная рама | - |
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, ММ | |
длина | 4635 |
ширина | 2000 |
высота | 1100 |
колёсная база | 2680 |
колея спереди/сзади | 1725/1715 |
СИСТЕМА ПИТАНИЯ | |
Топливный бак объем | 80 л. / омологированный FIA тип |
Потребляемое топливо | АИ-95 |
ДИСКИ | |
Тип | Кованые |
ШИНЫ | |
Типоразмер, передние | 245/35/20 |
Типоразмер, задние | 285/35/20 |
МАССА И ДИНАМИКА | |
Снаряженная масса, кг | 1100 |
Максимальная скорость, км/ч | >250 |
Разгон 0 - 100 км/ч | 5 сек |
МОНИТОРИНГ И НАВИГАЦИЯ | |
Камеры обзора | 2 шт. Могут работать как при парковке, так и при движении. |
Камеры записи | 1 шт. |
Приборная панель | Блок обработки данных собственной разработки на основе Linux. Вывод данных на информационный монитор (вся необходимая для водителя информация, включая показания спидометра и других приборов). |
Системная навигация | Два сенсорных 10-дюймовых монитора для мультимедиа. Интерфейс на основе Centrafuse Front-end Software (Flux Media), уникальное оформление интерфейса. |
Сервисы | WiFi, GPS, WiMax (Yota), Bluetooth, TV, Radio |
Еще по теме
Компании банковского сектора получили бесценный опыт во время кризиса, который повлиял и на их восприятие информационных технологий