Наше "между"
По поводу "карикатурного конфликта" многое сказано о принципиальном взаимном непонимании Европы и Востока. Западу де недоступно представить, что на Земле живут люди, все еще воспринимающие некие идеалы вполне серьезно. Мусульманам, в свою очередь, якобы неведомо, что европейская "свобода слова" - это не лицемерие, не кощунство, не средство для разрушения добра в мире, а принцип, также по-своему священный для тех, кто ему привержен.
Насколько честны такие попытки построить некое тождество между двумя мировоззрениями? На этот счет существуют большие сомнения. Все-таки в подавляющем большинстве случаев толерантность основывается на, как бы это помягче выразиться, - безразличии. Конечно, существуют Вольтеры, готовые отдать жизнь за право оппонента высказывать противоположную точку зрения, но их всегда немного.
Да, Европа никогда бы не достигла своего могущества над миром, будь она изначально атеистической. Да, нынешняя экзальтированная "духовность" Востока никак не находит свое выражение хотя бы в низких показателях уголовной статистики, что доказал еще четыре десятилетия назад лауреат Нобелевской премии по экономике Гуннар Мюрдаль. То следствие бедности? Невеликая сила приверженности восточного бизнеса контрактному праву не подтверждает данное допущение.
Приведу слова одного азиата об Азии. На всякий случай, сразу же подчеркну, что ни он сам, ни объект его слов не имеют отношения к исламу. "Столь же вредна для нас ...тенденция воображать, будто мы еще сохранили духовное величие, хотя отстали в других отношениях. ...Это глупое и опасное занятие, которому предаются многие из нас. ...Духовное, да и любое величие не может быть основано на отсутствии свободы и возможностей или на голоде и нужде... Я бы не стал говорить, что мы ...более религиозны. Я бы сказал, что в застойном обществе больше говорят о так называемых духовных ценностях".
И не надо сразу бежать громить здание журнала "Компания". Все вышесказанное утверждал Джавахарлал Неру о своей родине Индии.
А что Россия? Мы, как известно, находимся посередине мира. Только это "между" бывает весьма неприличным, как совсем недавно случилось с российским политическим классом, дружно выступившим против "осуждения преступлений коммунистических режимов". ПАСЕ действительно есть клуб тунеядцев от политики, это факт, и что там делает Россия - не вполне понятно. Зато очевидно, что наша идеологическая борьба с этой вредной организацией впитала в себя худшие черты, взятые нами и от Европы, и от Азии. Вполне по-восточному мы уперлись в догму, правда, в такую, которую в отличие от религии возможно опровергнуть эмпирически. Речь идет о восхвалении великих модернизационных заслуг советской власти. Мы явно не читали книги "Фрегат Паллада", где Гончаров рассказывает о не виданной нигде корейской нищете. Забыли, что в начале двадцатого века Иркутск или Томск и экономически, и культурно на голову превосходили города американского Запада.
Зато и в "релятивизме" мы Европу обходим на голову. Заявляя, что 700 тысяч официально казненных во время чистки - это даже немного, даже и ничего по сравнению с тем, что на свете бывало или что Солженицын расписал...
А можно ли быть "Евразией", беря лучшее, а не худшее? Тут опять никуда без нашей литературы. Которая умела утверждать вечные и неизменные идеалы путем предельного погружения в современность, или через "диалогизм" и "полифонизм", если по Бахтину.