Top.Mail.Ru
архив

Наследники вражды

Раздел «наследства ЮКОСа» и соответствующий передел сфер влияния в отрасли можно считать начавшимся. Первой главой новой нефтяной саги наверняка станет схватка за Талаканское нефтегазовое месторождение, которое до недавнего времени контролировалось ЮКОСом. Серьезные основания для подобного вывода появились после того, как первый заместитель гендиректора «Сургутнефтегаза» Анатолий Нуряев признал, что его компания получила недавно три пятилетних лицензии на проведение геологоразведочных работ на месторождениях, прилегающих к Талакану. Параллельно компания Владимира Богданова подала иск в арбитражный суд Якутии с требованием передать лицензию на центральный блок нефтяного месторождения. По мнению руководства «Сургутнефтегаза», именно он должен быть признан победителем конкурса на месторождение, выигранного в 2001 «дочкой» ЮКОСа – компанией «Саханефтегаз». Центральный блок Талаканского месторождения – один из самых крупных активов, находящихся в нераспределенном фонде недр Восточной Сибири. Его запасы оцениваются в 124 млн т нефти и 47 млрд куб. м газа.

По словам президента компании «Саханефтегаз» Игоря Корнева, талаканский проект для ЮКОСа является одним из ключевых в связи со строительством трубопровода Ангарск-Дацин. Однако само месторождение сверхприбылей не сулит. «С Талакана сам ЮКОС не получил бы ничего. Это нулевой проект: сколько вложит, столько и заберет. ЮКОСу нужно загрузить на полную мощность Ангарский нефтехимический комбинат, проложив трубу с Талакана и зацепив все иркутские месторождения. Так что ЮКОС деньги возьмет не с Талакана, а с Ангарска», – заявил Корнев. Несмотря на эту значимость, $500 млн, обещанные ЮКОСом в качестве бонуса за доступ к месторождению, выплачены не были. Поэтому в марте 2002 года результаты конкурса признали недействительными. Талакан же, по мнению Владимира Богданова, должен быть передан «Сургуту», так как последний предложил второй по величине бонус.

Новая попытка «Сургутнефтегаза» добиться реванша в борьбе за Талакан была предпринята в начале ноября, когда стало известно, что министерство природных ресурсов отозвало лицензию на эксплуатацию месторождения у «Ленанефтегаза». Кстати, почти одновременно был опубликован отчет компании за девять месяцев. Из него следует, что «Сургут» остается российским рекордсменом по количеству свободных средств на счетах. Более $4,5млрд лежат фактически «мертвым грузом»

Напомним, что несмотря на аннулирование итогов конкурса, ЮКОСу удалось удержать лицензию, переоформив ее на свою «внучку» – «Ленанефтегаз», дочернюю компанию «Саханефтегаза». Новым недропользователем был временно назначен «Сургутнефтегаз», который в свое время дважды проиграл ЮКОСу в тендерах по данному месторождению. Однако компания Владимира Богданова не спешила воспользоваться внезапно появившимся шансом и подписать лицензионное соглашение с Минприроды. Как выяснилось позже, сургутских нефтяников не устраивали условия: срок действия лицензии был ограничен одним годом, по истечении которого планировалось провести третий в «талаканской» истории тендер. Вероятно, дважды споткнувшись на аналогичных тендерах, Богданов решил больше не рисковать и попробовать решить проблему с помощью судебных рычагов. Представитель одной из крупных нефтяных компаний в интервью «Ко» заявил, что выбор стратегии свидетельствует о желании «Сургутнефтегаза» исключить потенциальных соперников из процесса раздела талаканского наследства ЮКОСа. «Богданов скорее всего уже договорился со Штыровым, – заявил бизнесмен. – А арбитраж им нужен, чтобы формально все было законно.

Еще по теме