Top.Mail.Ru
архив

Настоящему индейцу

В Москве появилось несколько кафе, где в качестве основного блюда подают только чай. Такие заведения не очень заметны на фоне растущего числа кофеен, но они высокорентабельны и обещают в ближайшем будущем войти в моду. Одно из них – клуб «Матэ» – три месяца назад открыла Марина Грейзи, психолог и любитель восточной философии.

 

Мест, где чай не просто подают, а преподносят с особым, этническим подтекстом, в Москве едва наберется пять-шесть. Их создатели искали вдохновения в восточной чайной культуре. При входе в такие кафе посетители снимают обувь, отключают мобильные телефоны, а чай пьют, сидя на полу. Первая чайная открылась в саду «Эрмитаж» в 2000 году и долгое время была единственной в своем роде.

Клуб «Матэ» на первый взгляд похож на китайские чайные – здесь тоже снимают обувь и отключают телефоны. Но основным напитком клуба Марины Грейзи является не китайский чай, а матэ – напиток древних индейцев. По традиции подается матэ в специальном сосуде – калабасе, а пьется через железную трубочку – бомбилью.

В меню некоторых московских ресторанов и кафе этот напиток появился около двух лет назад, когда поставки в Россию листьев вечнозеленого дерева матэ, растущего в Южной Америке, стали более или менее регулярными. Продажей листьев матэ в Москве, по данным оптовой компании «Самовар», помимо нее самой занимаются «Русская чайная компания», «Форсман-чай» и еще две фирмы. «У нас матэ закупают около 30 ресторанов и кафе, – говорит Инна Нечкина, начальник отдела продаж «Самовара». – Всего же в Москве этот напиток есть в меню примерно 150 заведений». При этом, продолжает Нечкина, лишь в половине из них напиток подается в калабасе с бомбильей, а церемонию пития матэ проводят не более трех кафе.

По мнению Марины Грейзи, бизнесмен, который не занимается «духовными практиками», организовать такое заведение не сможет. Сама предпринимательница, прежде чем открыть свой клуб, изучала историю матэ почти 15 лет.

 

Горькая отрава

Большую часть своей жизни Марина Грейзи посвятила фармацевтике. В 1986 году она окончила Первый медицинский институт в Москве и еще во время учебы участвовала в разработке новых лекарств сначала во ВНИИ фармации, а затем в НИИ по биологическим исследованиям химических соединений.

Матэ она впервые попробовала в середине 1986 года в горах Ливана, куда вчерашнюю выпускницу увез муж, ливанец по происхождению. Сначала, по словам Грейзи, матэ показался ей «горькой отравой». Изменить отношение к напитку ее заставил случай, когда после отравления Грейзи помог встать на ноги «заговоренный» матэ. После этого она стала изучать историю этого напитка.

Осенью 1989 года Грейзи вернулась в Россию, а в 1992 году занялась бизнесом. Ее первым проектом стала торговля автомобильными аксессуарами и запчастями: помогло знание арабского и английского языков, которые она изучила за время пребывания в Ливане. К дефолту 1998 года оборот ее компании «Авто-презент» достигал $150 000 в год, а среди клиентов было более двадцати магазинов и оптовых фирм.

После кризиса 1998 года Марина Грейзи оставила торговый бизнес мужу, а сама решила получить еще одну специальность. Год она училась во Всероссийском научно-исследовательском центре традиционной народной медицины «Эником», а затем поступила в Институт психологии. Нынешний статус хозяйки клуба «Матэ» – клинический психолог.

Идея создать свой клуб родилась на выставке «Новая эра», проходившей в ЦДХ в январе 2000 года, где Грейзи выступала с лекциями, посвященными тибетской медицине и матэ. На выставке и после нее, по словам Грейзи, к ней подходили сотрудники чайных компаний и ресторанов с просьбами поделиться знаниями о матэ. Среди интересующихся были представители «Русской чайной компании», ресторанов «Пушкин» и «Джагганат». «Большинство этих людей интересовали не столько культура и традиции матэ, сколько то, как на нем можно делать деньги, – рассказывает предпринимательница. – Для них это был лишь бизнес, а для меня нечто большее. К открытию клуба меня подтолкнуло ощущение необходимости поделиться своими знаниями».

Сначала весной 2000 года Грейзи попробовала себя в качестве руководителя духовного центра. Она организовала цикл благотворительных семинаров в одном из помещений управы «Филево – Давыдково», где продолжала пропагандировать матэ и восточную философию. Клуб просуществовал полгода, но уже тогда Грейзи начала искать новое помещение.

В январе 2001 года она прочитала в одной из газет текст постановления правительства Москвы «О комплексной программе развития и поддержки малого предпринимательства» и решила участвовать в тендере на 100 000 руб. Вместе с тремя друзьями-финансистами она подготовила бизнес-план и ТЭО своего проекта. По первым расчетам, на запуск клуба требовалось 100 000, но не рублей, а долларов. Конкурс был назначен на сентябрь 2001 года, но еще в августе у Грейзи не было подходящего помещения. Тогда, отчаявшись найти место под клуб самостоятельно, Марина Грейзи обратилась за помощью в управу «Даниловское» и, по ее словам, «просто по-человечески их попросила». В ответ один из чиновников «взял ее за руку и повел по подвалам жилых домов Шаболовки». На одном из этих подвалов предпринимательница и остановила свой выбор. «Там была огромная яма и кучи мусора, – вспоминает она, – но вдруг, когда я стояла там по колено в воде, зазвучали колокола – со стороны Свято-Данилова и Донского монастырей. Это был знак свыше».

 

Объединяющий напиток

Тендер Марина Грейзи выиграла. Согласно концепции клуба «заведение направлено на развитие и укрепление межэтнических связей, пропаганду здорового образа жизни и должно оказывать положительное влияние на молодежь через курс лекций и семинаров и объединяющий напиток матэ». На выигранные $3000 предпринимательница купила гипсокартон. «Надо было бетон сначала покупать, а не отделочные материалы, – рассуждает она, – но кто мог подумать, что вместо трех тонн бетона, обозначенных в ТЭО, понадобится в шесть раз больше?»

К ремонту помещения площадью около 200 кв. м Грейзи приступила в январе, а закончила летом этого года. Финансовые затраты по мере ремонтных работ превысили сумму запланированных расходов почти в два раза. Своих средств Марина Грейзи вложила около $30 000, еще $10 500 подарили подруги, а остальную, большую часть денег внес муж. В оформлении клуба использована утварь, привезенная предпринимательницей из поездок по Европе, Азии, Африке и Южной Америке. Шесть рецептов, добытых в этнографических экспедициях, Грейзи регистрирует сейчас в Патентной палате.

Вырученные за первый месяц работы $4000 окупили текущие расходы: денег хватило на зарплату пяти сотрудникам, аренду площадей и непосредственно закупку товара. Листья матэ Грейзи приобретает у компании «Самовар», концентрированные основы для приготовления фитококтейлей – на курской государственной биофабрике «Биок», восточные сладости – в фирме «Аль-Джамили», а специально подобранную для матэ воду – на Останкинском заводе безалкогольной продукции.

Во второй месяц оборот вырос еще, но какова именно его величина, Грейзи не говорит. Окупить свой проект, причем без серьезных рекламных затрат, хозяйка клуба рассчитывает уже в следующем году. Это вполне реально, если учесть, что заведения, подающие матэ, устанавливают на него достаточно высокую наценку: по мнению Инны Нечкиной из компании «Самовар», она достигает 200 – 500%. Стоимость одного калабаса в клубе Марины Грейзи колеблется в пределах 220 – 250 руб. (Для сравнения: в кафе «Культ» матэ стоит 120 руб., в кафе «Левша» – 30 руб., а оптовая цена матэ в «Самоваре» составляет $9,5 за 1 кг.)

«Мы добавили матэ в наше меню около полугода назад, – говорит управляющая кафе «Левша» Елена Крюзбан. – Этот напиток становится популярным в том числе из-за его лечебных свойств». Того же мнения придерживается и Инна Нечкина.

Окупить вложенные средства Марина Грейзи рассчитывает и за счет других услуг. Отдельная статья доходов клуба – проведение этнических ритуалов: курение кальяна или индейской трубки мира, шоу-программы, курс фитоароматерапии, продажа литературы и этнических сувениров. Сейчас Марина Грейзи вводит систему клубных карт номиналом $100 и $200, причем не пластиковых, а изготовленных из красного дерева и дуба и «заряженных энергетически». Однако, по словам хозяйки клуба, входным билетом в ее заведение в первую очередь останется «этика каждого посетителя».

Еще по теме