Top.Mail.Ru
архив

Наступление на стекольное «братство»

Появление в Солнечногорске современного стекольного завода БАМО приведет к изменению соотношения сил на этом рынке. Мелкие производители стекла будут вынуждены уйти с рынка.

Стекло в России производится на 17 предприятиях (крупных и мелких). До последнего времени этот весьма специфический рынок являлся классическим примером олигополии. Несколько крупных фирм продают стандартизованный или дифференцированный товар, причем доля каждой из них в общих продажах настолько велика, что изменение количества предлагаемой продукции одной из фирм ведет к изменению цены на рынке. Доступ на такой рынок другим фирмам сильно затруднен.

До недавнего времени условия на рынке диктовали АО «Борский стекольный завод» (входит в состав европейского концерна Gloverbel), АО «Саратовстекло» и АО «Салаватстекло». Все эти заводы оснащены импортными и современными отечественными технологическими линиями. В настоящее время АО «Борский стекольный завод» производит 24,5 млн кв.метров полированного стекла из 39,3 млн по России (что составляет 62%), 51% стеклопакетов, 83% закаленного стекла и 93% триплекса. В свою очередь, «Саратовстекло» производит 45% оконного стекла. Борский завод экспортирует до 20% объема производства в Финляндию, Грецию, Великобританию, Японию и другие страны. Кроме того, Gloverbel для усиления своих позиций в России ведет строительство мощного завода в Клину.

Такое разделение рынка между несколькими производителями позволяет его лидерам держать высокие цены. Несмотря на рост объемов производства окон, цены оставались стабильными. Причем спросом стало пользоваться высококачественное листовое стекло (марка М1), которое «старые» заводы производить были не в состоянии. 

Как взорвать «стекольный» рынок

Потенциальные конкуренты неоднократно пытались «взорвать» рынок изнутри. Однако все эти попытки наталкивались на мощное сопротивление хозяев рынка. Очередную и, похоже, самую успешную попытку предпринял строительный концерн БАМО, который предложил новейшие технологии и западный подход в изготовлении архитектурного стекла. Компания БАМО изначально создавалась для продажи оконных и фасадных конструкций. За восемь лет существования из маленькой организации, реализующей одно-два окна в день, она превратилась в крупный промышленно-строительный холдинг. «Единственным не освоенным до настоящего времени звеном технологической цепочки была промышленная обработка стекла, – говорит председатель совета директоров Группы компаний «БАМО» Мурад Мурадян. – Теперь, после открытия завода «БАМО-Флоат-Гласс», я думаю, это станет самым сильным нашим звеном. Все производственные линии изготовлены и смонтированы ведущими европейскими фирмами – Von Ardenne, Tamglass».

В условиях жесткого дефицита высококачественного стекла, предложение от БАМО может хотя бы частично удовлетворить спрос. Установленная мощность Солнечногорского завода – 18 млн кв. метров стекла в год. По производству флоат-стекла он уступает только Борскому заводу (27 млн. кв. м), но по объемам поставок на строительный рынок со временем должен выйти на первое место в России. К тому же, благодаря высокой рентабельности проекта, он окупится через два года. Работа по созданию этого производства, которая шла непрерывно в течение 14 месяцев, – классический пример сотрудничества трех сторон: зарекомендовавшего себя производителя (БАМО), финансового учреждения (Сбербанк России) и местной администрации – подмосковной и солнечногорской. Со Сберегательным банком России еще полтора года назад «Группа БАМО» заключила кредитное соглашение на $13,5 млн сроком на четыре с половиной года. Подмосковные и районные власти также принимали участие в проекте.

Ввод в строй нового производства окажет серьезное влияние и на рынок готовой продукции. По данным компании VEKA, в 1999 году в России было смонтировано около 13,8 млн кв.метров окон, из них алюминиевых – 23% деревянных – 47,6% , ПВХ – 29,4%. При этом доля импортных комплектующих в производстве ПВХ-окон до недавнего времени составляла не менее 70%. А что касается оконного профиля, то здесь иностранные компании практически оккупировали местный рынок. Доля импорта на рынке листового стекла никогда не опускалась ниже 50%. Сейчас импортные стекла завозятся в Россию по цене $13 – 14 за кв. метр. Соответственно ценовая политика также определялась иностранцами. Не зря многие производители окон были вынуждены работать в верхней ценовой категории. Теперь лидеры рынка ПВХ-окон получат пространство для маневра и смогут снизить цену на готовые изделия. Ведь стоимость продукции «Бамо-Флоат-Гласс» составит $8 за кв. метр.

Еще по теме