Насыщение, отрезвление, скидки: в чем просчитались автопроизводители из Китая
Год 2024-й не обещает быть легким для российской экономики. И для нашего автопрома, и автомобильного рынка в целом, которые по основным показателям еще не вернулись к цифрам не самого успешного 2021 года. Делать прогнозы в наше время — занятие неблагодарное: слишком много неизвестных факторов, которые могут повлиять на нашу жизнь. Но некоторые тенденции, которые проявились в прошлом году и будут развиваться в нынешнем, можно хотя бы попытаться описать. Специально для журнала «Компания» это сделал шеф-редактор радио «Автодор», партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.
Наши не отступают
По итогам прошлого года российские производители легковых машин заняли примерно 35% рынка, и это неплохой результат. Планы на этот год — как минимум сохранить эту долю, тем более что в своей ценовой нише (до 2 млн рублей) у «наших», по сути, конкурентов и нет (пока). Новинками нас при этом сильно баловать не будут, но хотя бы появятся на конвейере новые (или возрожденные) модели и комплектации.
Так, в планах АВТОВАЗа уже в марте запустить в серию Vesta с новым мотором 1,8 л (122 л. с.) и вариатором, в мае — долгожданный Largus (в пассажирском и грузовом варианте) и его электрическую версию e-Largus. Ближе к лету обещают вернуть на конвейер систему стабилизации (ура!) на Vesta и Granta. Удлиненная Vesta под собственным именем Aura, как обещают, пойдет в серию с августа. Осенью у дилеров появится спортивная Niva — с мотором 1,8 л. Ну и продолжатся работы над новой моделью Iskra — в конце года обещают предсерийную партию. И еще какие-то две лицензионные модели вот-вот начнут собирать на питерской площадке — под новым брендом XCITE.
УАЗ, видимо, в середине года запустит в серию Patriot с новым, локализованным в Елабуге дизельным мотором и новой же механической коробкой передач. Завод «Москвич» обещает выкатить два новых кроссовера — с индексами «5» и «8». Холдинг «АВТОТОР» обещает расширить линейку китайских автомобилей, которые собирают на заводе в Калининграде, а «Соллерс» — запустить новые модели под собственным именем в Елабуге и Владивостоке.
А что? Вполне себе реальные планы. И это несмотря на беспрецедентные санкции и уход основных партнеров, вместо которых к нам массово пришли китайские автопроизводители.
По данным Ассоциации производителей пассажирских автомобилей КНР (CPCA), в минувшем году Китай впервые стал крупнейшим в мире экспортером автомобилей, обойдя Японию. Экспорт легковых машин, произведенных в Китае, составил рекордные 5,26 млн единиц (из Японии — порядка 4,3 млн машин). Стать крупнейшим в мире экспортером автомобилей в мире Китаю помогла Россия, существенно нарастившая импорт китайских автомобилей на фоне санкций и ухода из страны многих западных автопроизводителей. Экспорт китайских машин расширился и в другие страны, например в Мексику.
«Наши» китайцы — наступают
В прошлом году в придачу к уже известным маркам из КНР (а их было 15) официально вышли еще 19. Автомобили примерно 10 марок привозили по параллельному импорту; часть из них в этом году «легализируется». Уже сегодня 60% дилерских центров в стране (2,2 тыс. из 3,6 тыс.) продают китайские машины. Но автопроизводители из КНР, похоже, на этом этапе переоценили свои силы в России. При полном отсутствии конкурентов они рассчитывали, что смогут продавать здесь как можно больше машин по максимально высоким ценам. За год импорт китайских авто в РФ вырос на 260%! По амбициозным планам производители из КНР планировали продать в РФ в 2023 году порядка 800 тыс. авто, а в 2024‑м — уже свыше 1,2 млн штук. Но пока не получилось: порядка 35% машин (примерно 250 тыс. штук), завезенных из Поднебесной в прошлом году, к началу января 2024‑го оставались нераспроданными.
У дилеров китайских марок скопились двух-трехмесячные запасы автомобилей, которые, судя по всему, предстоит распродавать по большим скидкам в течение нескольких месяцев. Потому что китайцы сделали ставку (в первую очередь) на недешевые кроссоверы всех классов, которые приносят максимальную маржу. В результате только за последний год средняя цена китайского автомобиля в нашей стране выросла на 30% — с 2,5 млн до 3,25 млн рублей (оценка ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД)). Но российские покупатели в основной своей массе к таким ценам оказались не готовы — ни экономически, ни психологически. Отдать 3 млн своих кровных денег за красивый, но непонятный (в смысле и истории бренда, и надежности машины) кроссовер решится не каждый…
В любом случае, как считает президент РОАД Алексей Подщеколдин, китайцам придется серьезно корректировать свои «наполеоновские» планы. Иначе на рынке образуется большое количество «лишних», непроданных машин. Что, конечно, на руку потребителям, потому что это приведет к «войне скидок». Которая уже идет…
Было время, и цены снижали…
Кому-то это может показаться фантастикой, но это правда: в России в канун Нового года начали понемногу дешеветь новые автомобили. Не все, но многие. В декабре дилеры стали массово снижать цены на машины из Китая, а также на иномарки, ввезенные по параллельному импорту. Скидки начинались от 100 тыс. рублей и выше; плюс к тому можно было получить и ценный подарок — например, комплект зимней резины или бесплатное ТО.
Удивительно, но о снижении цен на свою продукцию объявили и российские производители. В декабре и январе хэтчбеки «Москвич 6» в комплектациях «Комфорт» и «Бизнес» можно было купить на 200 тыс. рублей дешевле обычного — за 2,4–2,6 млн рублей. А при покупке в кредит кроссовера «Москвич 3» автозавод делал скидку в 120 тыс. рублей. АВТОВАЗ в феврале объявил о новых выгодных условиях покупки Vesta. В рамках акции «Беззаботная зима с LADA» можно было приобрести флагман модельной линейки завода с выгодой до 200 тыс. рублей.
Правда, если в декабре в целом по рынку действовали очень приличные скидки на автомобили, то уже в январе они несколько сократились — и будут дальше уменьшаться, потому что все китайские производители уже пересмотрели свои планы по поставке автомобилей на российский рынок. Эйфория по поводу «бездонного» российского рынка прошла, пришло понимание, что покупательная способность населения невысока. Увы, но это факт.
В результате происходит переформатирование нашего рынка. Пока дисконт распространяется преимущественно на авто 2023 года выпуска, и это логично: 1 января они все стали на год старше. Но в целом снижение цен на автомобили — долгосрочный тренд. Потому что изменяется структура рынка в целом. В течение полутора лет возник серьезный дефицит авто, при этом была неопределенность — останется та или иная популярная марка или уйдет? Еще сильным был консервативный настрой российских покупателей по поводу автомобилей новых брендов.
Сейчас производители и дистрибьюторы китайских марок вполне освоились в России, разобрались в предпочтениях российских потребителей, поняли, какие машины здесь более всего ждут. Например, если на рынке не было практически ни одного седана/хэтчбека классов С и D, то теперь такие предлагают Chery, Omoda, Changan, Geely, Dongfeng, JAC и даже «Москвич»! Очень еще нужны доступные седаны/хэтчбеки меньшего класса В, но, думаю, и с ними в течение этого года проблема будет постепенно решаться. То есть рынок помалу насыщается, в целом изменяет свою структуру, и это приводит к увеличению конкуренции между привычными игроками и новичками, а значит, к определенному ценовому сдерживанию. Соответственно, цены даже если не будут резко снижаться, то как минимум останутся стабильными. Если стабильным останется курс рубля по отношению к доллару или тому же юаню…
Кредиты не радуют
Чтобы удержать курс рубля, Центробанк в течение прошлого года пошел на экстраординарные меры и повысил ключевую ставку — с 7,5% весной до 16% в декабре. А кредитование было вообще одним из главных драйверов роста авторынка: так приобретали машины свыше 50% покупателей новых авто и примерно 15% — с пробегом. В результате наш рынок сохранял рекордные темпы роста с апреля по август, а затем началось постепенное замедление. Средний чек в сегменте автокредитования по итогам года вырос более чем на 20%, превысив 1,43 млн рублей (по данным Frank RG). И все, пошел спад. Простите, но кто потянет кредит под 24–25% годовых (а это сейчас обычное предложение банков)? Плюс к тому в конце года перестали действовать государственные программы льготного кредитования и лизинга: все лимиты финансирования были исчерпаны уже к середине ноября. В итоге уже в декабре в большинстве крупных банков отметили снижение спроса на автокредиты.
Так что — увы! — в 2024 году рынок автокредитования ждет если не стагнация, то существенное снижение темпов роста, считают все эксперты. Впрочем, при нынешних ценах на машины россияне просто не смогут совсем обойтись без кредитных средств. И в нынешнем году ситуация будет меняться в зависимости от траектории ключевой ставки. Но ее понижение, по мнению экспертов, может начаться лишь во втором полугодии 2024 года. А новые госпрограммы субсидирования автокредитования тоже не смогут поменять ситуацию кардинально, ведь и список автомобилей, которые можно приобрети с их помощью, и список людей, которые могут рассчитывать на господдержку, — очень короткие…
Представители ЦБ рассказывали, что для достижения цели по инфляции жесткую денежно-кредитную политику придется сохранять в течение года. А по базовому сценарию (он предполагает, что санкции сохранятся, но не будут усилены и это не приведет к ухудшению торгового баланса РФ) ЦБ прогнозирует среднюю ключевую ставку по году в 12,5–14,5%. То есть при благоприятном развитии событий можно рассчитывать на снижение ставки до 9–10% к концу года…
В 2024 году, по моим прогнозам, продажи легковых автомобилей будут расти, несмотря на высокий уровень ключевой ставки. В первую очередь за счет неудовлетворенного, отложенного в предыдущие годы спроса. А также за счет расширения ассортимента российских и китайских машин и увеличения числа кредитных программ, которые будут субсидировать сами производители и дистрибьюторы. Но рост будет нерекордным — 10– 15% по итогам года.
Параллельный импорт нам помог
А что же происходит с параллельным импортом, на который в 2022–.2023 годах возлагали большие надежды? Он действительно расцвел пышным цветом, и в начале прошлого года на его долю приходилось чуть ли не 15% всего импорта автомобилей. Но, во‑первых в этой сфере было множество злоупотреблений, а во‑вторых, возмутились по поводу «нечестной конкуренции» российские производители и официальные дистрибьюторы.
В результате в течение года постановление правительства несколько раз корректировали, список разрешенных к поставкам авто сильно подрезали (в первую очередь за счет китайских марок), правила ввоза ужесточили… А потом и увеличили в несколько раз утилизационный сбор, что сделало параллельный импорт многих марок и моделей просто невыгодным. И по итогам года его доля на рынке сократилась до 6–7%.
Кстати, чаще всего в нашу страну везли модели Volkswagen и Toyota. И хотя в начале этого года для автомобилей брендов, которые официально прекратили деятельность в России, до конца 2027 года правительство продлило льготный порядок оформления при ввозе путем параллельного импорта, массовым он точно не будет. А многие ведущие компании, которые работали в этом направлении, теперь предлагают пригнать любую машину (из числа марок, разрешенных к ввозу), но только под заказ и после внесения серьезной предоплаты.
Электромобили и/или гибриды?
Еще одна тенденция прошлого года: в мире в целом и в России в частности сильно выросли продажи электромобилей. Так, мировые продажи NEV (это модели на альтернативных источниках энергии) в 2023 году выросли на 31%, до 13,6 млн штук (по данным британской консалтинговой компании Rho Motion). Но при этом темпы роста снизились вдвое…
В России, по данным аналитического агентства «Автостат», в 2023 году продали 14,1 тыс. новых электромобилей — в 4,7 раза больше, чем годом раньше. Еще примерно 30% покупателей сделали выбор в пользу новых гибридных автомобилей. А еще в прошлом году жители РФ купили 10,5 тыс. подержанных электромобилей (рост на 20%). Еще один рекорд!
Так вот, в мире обозначился один любопытный тренд. Кажется, наступает некоторый «период отрезвления». Похоже, пришло (или приходит) понимание, что электромобили — необязательно наше всеобщее «светлое будущее». Как бы далеко ни продвинулись технологии, доля электромобилей на автомобильном рынке никогда не превысит 30%, и машины на горючем топливе останутся актуальными, считает, например, председатель совета директоров Toyota Motor Акио Тойода. Ведь стояла задача — добиться сокращения выбросов СО2. А потом все вдруг решили, что единственное средство для этого — отказаться от обычных машин с ДВС и всем пересесть на электромобили. И забыли, что есть и другие пути решения проблемы…
А у электромобилей есть свои недостатки — например, при эксплуатации в зимнее время. И снижение темпов продаж в мире — подтверждение тому, что потребители тоже начинают выбирать, причем все чаще выбор делают в пользу не электромобилей, а гибридов. У которых немало преимуществ: экономия топлива, более высокий экологический класс (и меньший уровень токсичности).
У самых популярных гибридов, построенных по схеме PHEV (подзаряжаемые гибриды, или плагин-гибриды (plug-in hybrid)), есть и дополнительные плюсики. Например, появляется возможность подзарядиться от розетки (это дешевле) и на обычной АЗС, чтобы потом проехать на одной зарядке/заправке очень далеко — до 1 тыс. км и более. Пропадает зависимость от электро-АЗС (которых пока мало), а в условиях нашего сурового климата можно очень быстро прогреть авто и салон зимой. Главный недостаток гибридов — их высокая стоимость. Как правило, они на 20–25% дороже аналогичных по размерам машин с просто бензиновым или дизельным двигателем (но дешевле «чистых» электромобилей!).
Компания Great Wall Motors (основной бренд — Haval) в начале 2024‑го пообещала представить гибриды под маркой WEY. Другой ведущий китайский автоконцерн — Chery — тоже решил предложить своим российским клиентам гибриды. В октябре прошлого года компания объявила, что запускает две модели: Chery Tiggo 7 Pro Plugin Hybrid и Chery Tiggo 8 Pro Plug-in Hybrid. Причем «электрички» и гибриды появятся и у всех дочерних брендов Chery: Exeed (известно уже, что у них будет отдельный суббренд Exlantiх), Jaecoo, Jetour и других. Линейку гибридов обещают расширить Evolute и Voyah.
Но все-таки для покупки более дорогого гибрида должны быть более серьезные стимулы, чем сниженный расход топлива, тем более что моды на экологичные автомобили у нас в стране нет. Российское правительство и регионы установили некоторые льготы для владельцев электромобилей (кстати, несравнимо меньшие, чем те, что предлагаются, например, покупателям в Китае). Но они не распространяются на гибридные модели. А жаль: в Европе, США и том же Китае гибриды проходят по одной графе с электромобилями…
Впрочем, первое послабление было сделано в конце сентября 2023 года: вышло постановление правительства о снижении ставок утильсбора на гибридные автомобили: ставки на такие модели устанавливаются на том же уровне, что и для электромобилей. Но изменения касаются только «транспортных средств, оснащенных гибридными силовыми установками последовательного типа». В любом случае рынок электромобилей и гибридов, видимо, тоже вырастет — процентов на 50.
В‑общем, год обещает быть интересным.