Наталия Самкова: «Главная задача – не допустить паники».

19.07.200400:00

Многие банки уже полтора месяца отказываются  комментировать развивающийся на финансовом рынке кризис. Банкиры предпочитают отмалчиваться, считая, что любые комментарии только ухудшат ситуацию. Управляющая Международным промышленным банком Наталия Самкова  не видит в происходящем ничего страшного для своих клиентов.

 

– Как можно охарактеризовать то, что происходит сейчас на банковском рынке?

– Все-таки это кризис, хотя и локальный. Его справедливо называют «кризисом доверия», причем не только со стороны вкладчиков. В первую очередь доверия самих банков друг к другу. Банки закрывают лимиты на своих контрагентов при малейших признаках ухудшения ситуации, в том числе руководствуясь слухами. Понятно, что устойчивости банковской системе это не добавляет.

 

– Единственный способ успокоить встревоженных вкладчиков любого банка – это бесперебойно выдавать вклады. Может быть, вы знаете еще какой-то способ?

– Главная задача в такой ситуации – не допустить усиления паники. Конечно, необходимо организовать бесперебойную выдачу вкладов: в рамках обычного режима работы. Но этого недостаточно. Нужно всеми силами препятствовать образованию очередей, так как именно сообщения об очередях сильнее всего действуют на вкладчиков. Поэтому розничный банк должен иметь такую инфраструктуру, которая справится с резким увеличением количества операций.

 

– Что лучше в ситуации нервозности на рынке делать руководству банка, имеющего большое количество частных вкладчиков: сохранять молчание (как это делало руководство Гута-банка) или три раза в день рассылать пресс-релизы, в которых говорится, что в банке все спокойно?

– В глазах обывателя все финансовые институты, кроме Сбербанка, примерно одинаковы. Поэтому никакие заявления руководства и даже ЦБ не остановят тех частных вкладчиков, которые решили снять наличные. Такая реакция понятна: все хорошо помнят кризис 1998 года, случаи банкротства отдельных кредитных учреждений в 1995 – 2003 годах, когда многие потеряли свои сбережения. В этой ситуации не имеет большого значения, будет банк ежедневно выступать с заявлениями или же хранить молчание. В таких обстоятельствах нужно работать. Без задержек выполнять свои обязательства, вовремя проводить платежи, по первому требованию рассчитываться с вкладчиками, не допускать очередей. Только так можно предотвратить массовый отток клиентов. Других рецептов, наверное, нет.

 

 

– Чем, на ваш взгляд, был вызван банковский кризис?

 

– Его во многом спровоцировала неразвитость российского финансового рынка, в частности крайне ограниченный рынок межбанковских кредитов на срок от одного месяца, а также снижение доходности по кредитам и долговым инструментам. В поисках прибыли многие банки вынуждены были вести достаточно рискованную политику по управлению ликвидностью.

 

Это было отчасти оправданно в условиях спокойного рынка, но при любой чрезвычайной ситуации грозило серьезными проблемами. Что и произошло. Первым толчком стал отзыв лицензии у Содбизнесбанка. После этого ликвидность межбанковского рынка резко упала, и с проблемами пришлось столкнуться целому ряду кредитных учреждений.

 

– Что необходимо сделать, чтобы избежать таких ситуаций в будущем?

 

– Подобных кризисов можно избежать, с одной стороны, ужесточая меры надзора за состоянием ликвидности банков, а с другой – создавая системы рефинансирования банков со стороны ЦБ.

 

Немаловажно и то, что частные вкладчики, поддавшись панике, чуть было не обрушили даже вполне работоспособные банки. Поэтому необходимо отменить норму, позволяющую клиентам досрочно отзывать свои вклады. Пусть это будет непопулярным решением, но другого способа избежать в будущем подобных кризисов, наверное, нет.

 

– Насколько серьезный урон банкам нанес нынешний кризис?

 

– В целом последствия кризиса достаточно печальны для банковской системы. Потерян возросший за последние годы запас доверия вкладчиков, доказана структурная слабость российского финансового рынка. Потребуется значительное время для стабилизации ситуации в банковском секторе. В то же время это не первый и не последний кризис, через который нам пришлось пройти. Поэтому излишне драматизировать ситуацию я бы не стала.

 

– Отразились ли события последних недель на бизнесе вашего банка?

 

– Безусловно. Только с точностью до наоборот: сейчас мы ощущаем наплыв клиентов, в первую очередь корпоративных, которые переводят средства из так называемых проблемных банков. От кризиса мы только выиграли, пусть это и звучит не совсем этично. Но так было и в предыдущие годы, поэтому нынешним летом наши клиенты сохраняют спокойствие.