Национальный русский напиток: Lipton на полках заменит иван-чай
В России решили всерьез взяться за производство иван-чая: его объемы планируют довести до 30–35%, а следующим этапом должна стать экспансия полезного напитка на мировой рынок. Развитие «традиционного русского чая» уже поддержал Владимир Путин, а шагом на пути к этому инвесторы видят покупку бизнеса Lipton в России. По словам источников, сумма сделки может составить 1,5 млрд рублей, а одно из условий — сохранение присутствия международной марки в течение 3–5 лет.
Сохранить команду и дистрибуцию
Сразу несколько производителей иван-чая в России заинтересованы в покупке подразделения компании Ekaterra, которая производит в стране чай марки Lipton. По словам председателя Союза производителей иван-чая Александра Хлынова, свой интерес к участию в проекте проявляют как производители, так и инвесторы.
Как рассказал Хлынов агентству РИА «Новости», какое-то время назад союз направил в российский офис Ekaterra предложение о покупке местного подразделения международного бизнеса. Последний, в свою очередь, перенаправил запрос в головную компанию. На данный момент известно о готовности Ekaterra вести переговоры, добавил Хлынов.
Одной из целей выкупа российского подразделения он назвал желание сохранить команду и дистрибуцию Lipton (на компанию приходится около 7% отечественноого рынка чая), а также фасовочные мощности зарубежной компании. Это помогло бы российским производителям иван-чая решить проблему сбыта, заметил он.
В интервью порталу cherinfo Хлынов также указал на наличие в российском подразделении Ekaterra «уникальных специалистов». «Для производства иван-чая нужны люди и оборудование. Чтобы не создавать все с нуля, ведем переговоры с компанией Ekaterrа», — пояснил он.
Со слов председателя союза, ассортимент у зарубежной компании большой, поэтому в первое время продукция Lipton будет представлена на полках. На ограниченное время сохранится и торговый бренд. Постепенно, с увеличением объемов производства иван-чая, ситуация будет меняться, дал понять он. В разговоре с Национальной службой новостей на замещение продукции Lipton на полках российским иван-чаем Хлынов отвел 3–5 лет.
«Нам нужно решить два вопроса — увеличение производства и потребления иван-чая», — обрисовал он цели российского Союза производителей. Помимо прочего, покупка местного бизнеса Ekaterrа означает и переход контрактов, заключенных с федеральными торговыми сетями. При этом структура сделки пока не определена, дал понять Хлынов.
По данным Telegram-канала Mash, сумма сделки может составить 1,5 миллиарда рублей. Условием названо сохранение продукции бренда в стране еще в течение нескольких лет.
В разговоре с НСН председатель союза напомнил, что президент РФ Владимир Путин ранее поддержал развитие отрасли производства иван-чая в стране как «традиционного национального русского напитка». Глава государства выразил уверенность, что иван-чай полезнее «какой-нибудь кока-колы», где «одна только химия».
Отношением Путина к иван-чаю на форуме «Сильные идеи для нового времени» поинтересовался сам Хлынов. Тогда же он заявил о том, что объем производства этого напитка в стране нужно довести до 30–35%, что, по расчетам эксперта, позволит ежегодно оставлять в РФ 100 млрд рублей выручки. Уже сейчас в России данный вид чая производят 100 компаний — от Владивостока до Пскова, указал он. Следующий этап, со слов Хлынова, — экспансия на мировой рынок.
Причины ухода
В августе «Известия» узнали о том, что Ekaterra приостановливает производство своей продукции в РФ. Уточнялось, что решение принято из-за невозможности стабильно развивать бизнес «в текущей ситуации». Приостановку производства в компании намеревались осуществить до конца 2022 года. Помимо прекращения продажи чая Lipton, это означало и уход с отечественного рынка марок Saito и Brooke Bond.
Главный физический актив международной компании — чаеразвесочная фабрика во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга, на улице Прогонная. Местное ООО «Юнилевер Русь» снабжает всю страну продукцией Lipton с 2002 года. Данные о ее производительности в последний раз раскрывались в 2019 году — тогда этот показатель находился на уровне 16 тысяч тонн продукции в год. Летом Telegram-канал Mash сообщал о том, что сотрудникам фабрики уже объявили о сокращении.
В августе «Комсомольская правда» опубликовала материал, в котором сообщалось о поэтапном сворачивании деятельности фабрики в Санкт-Петербурге. Издание ссылалось на презентацию, которую на собрании презентовали работникам. С сентября по декабрь, в частности, планировалось расторжение трудовых отношений с коллективом. Уточнялось, что точные сроки будут зависеть от этапа завершения деятельности фабрики. Предусматривалась и консервация оборудования. Там же отмечалось, что в течение полугода будут проверяться сценарии альтернативного использования объекта. Среди вариантов, в частности, называлась передача компании конкурентам — например, «Майскому чаю». При этом в нем недозагружены и собственные мощности, обращали внимание журналисты.
Еkaterra входила в структуру компании Unilever. В конце 2021 года Unilever объявила о намерении продать чайное бизнес-подразделение Ekaterra компании CVC Capital Partners Fund VIII. Сделку оценили в 4,5 миллиарда евро. В начале июля 2022 года было объявлено о завершении продажи бизнеса. Его окончательное закрытие запланировали на второе полугодие 2022-го.