Nature show будет продолжаться
Раскрутка отечественного брэнда на рынке одежды считается делом чуть ли не безнадежным. Когда в 1993 году два молодых московских дизайнера создали компанию Nature show, чтобы продавать одежду собственной марки, в их успех мало кто верил. Сегодня компания отвоевала приличный сегмент московского рынка одежды для людей со средним достатком.
Поход на Север
«На рынок мы вышли во времена тотального дефицита потребительских товаров, – вспоминает генеральный директор Nature show Ирина Лесина. – Сначала мы с коллегой Людмилой Мезенцевой планировали ограничиться сбором коллекций из импортных изделий для московских магазинов. Но довольно скоро поняли, что собрать таким способом коллекцию, выдержанную в едином стиле, практически невозможно. И взялись за создание собственного фирменного стиля».По словам Ирины Лесиной, проблем с поиском производственных мощностей не было. Швейные фабрики сплошь и рядом простаивали. Так называемый псевдоимпорт, когда к товару, пошитому в России, приклеивался иностранный лейбл, в то время еще не получил широкого распространения. Поэтому на Подольской трикотажной фабрике к новоявленным заказчикам отнеслись благосклонно. Начали с малого. Первые 30 изделий показали на Международной сибирской ярмарке, где они были отмечены Большой золотой медалью. Тогда-то окрыленные успехом дизайнеры и решили заняться продвижением собственной торговой марки.
Стартовый капитал новой компании Nature show, по утверждениям ее создателей, составил всего $5 тыс. – это были личные сбережения компаньонов. Название слепили из двух иностранных слов: show по-английски значит «показ, зрелище», nature по-французски – «натуральный». Ирина Лесина и Людмила Мезенцева хотели шить только из натуральных тканей.
Для раскрутки бизнеса начальной суммы вполне хватило. Дыхания конкурентов за спиной не чувствовалось, другие российские торговые марки на рынке практически отсутствовали. «Панинтер» в то время еще недостаточно раскрутился, а Tom Claim только стартовал. «Мы сразу отказались от идеи выпуска массового ширпотреба, – говорит Ирина Лесина. – Изучив историю развития компаний – законодателей моды, мы поняли, что вкладываться нужно в брэнд».
Собственная торговая марка подразумевает наличие индивидуального стиля. Дизайнеры из Nature show были уверены в своих силах, но устаревшее оборудование отечественных фабрик сильно ограничивало их фантазию. Да и переналадить огромные цеха на выпуск продукции небольшими партиями было весьма непросто.
Так в конце 1993 года родилась идея перенести производство за границу.
Турецкая кампания
Многие именитые дома мод шьют свои коллекции отнюдь не в Париже, а в Турции, Индии, Корее и Китае. В историю Nature show 1994 – 1995 годы вошли как «турецкий этап». Причем крайне неудачный. Выяснилось, что производственный цикл турецких швейников занимает около двух месяцев. После чего продукцию нужно выкупить, с боем миновать таможню и лишь после этого начинать продажи.Проблема была даже не в тогдашних темпах инфляции. Просто при работе такими медленными темпами ни о каком предвосхищении стиля будущего сезона, как принято в мире моды, не могло быть и речи. Впрочем, это еще можно было пережить, но главный минус размещения заказов за рубежом заключался в том, что повлиять на качество продукции и корректировать модели в процессе изготовления было невозможно.
Разочаровавшись в Турции, Nature show обратила свой взгляд на индийскую фабрику. Ее руководители бахвалились выполнением заказов для французских модельеров. Но после того как из Индии в Москву однажды прислали мини-юбки 50-го размера, в Nature show решили впредь не рисковать и терпеливо сносить тяготы отечественного производства.
«В то время в голову приходили мысли перейти на пошив дорогого штучного или мелкосерийного эксклюзива, – вспоминает Ирина Лесина, – но мы вовремя сообразили, что в этой нише не выдержим конкуренции с именитыми модельерами. А поскольку мы решили ориентироваться на молодежь, то продукция должна была оставаться недорогой, пригодной для повседневной носки и в то же время достаточно индивидуальной. Пришлось вернуться на Подольскую трикотажную фабрику». Но за два года сотрудничества Nature show с иностранцами рынок молодежной одежды в России успел измениться. В Москве появились магазины с мировыми именами – Naf-Naf, Benetton. Да и челноки привозили на оптовые рынки уже не абы что. За внимание потребителя теперь уже нужно было серьезно бороться. А денег на широкомасштабную рекламу у компании не было.
И хотя крупные магазины соглашались брать продукцию фирмы на реализацию, объемы продаж были небольшими. Кроме того, в ворохе разнообразного товара одежда Nature show зачастую терялась: дизайнеры фирмы принципиально делали ставку на спокойную гамму.
Так родилась идея собственных торговых точек. Фирма арендовала мизерные площади и оформляла их в недорогом, почти домашнем стиле country.
«Первую торговую точку мы открыли в 1994 году на ВВЦ, – вспоминает Людмила Мезенцева. – Начинали с 4 кв. м, через год увеличили площадь до 16 кв. м, еще через год – до 40 кв. м. На этом решили остановиться, так как увеличение площади не столь уж заметно способствовало росту объемов продаж». ВВЦ – место посещаемое, но, как известно, не самое престижное и удобное для покупателя. Для улучшения имиджа была необходима торговая точка в центре Москвы. В октябре Nature show прописалась на Старом Арбате, открыв там свой магазин общей площадью 40 кв. м. Для аренды помещения удалось привлечь кредит ЕБРР.
Продукцию продвигают звезды
Специфика модного бизнеса подразумевает и неординарные методы промоушна. Здесь все определяется отнюдь не объемом рекламного бюджета.
К примеру, появление на подиуме «Недели российской моды» практически ничего не стоит. Но, чтобы попасть туда, нужно пройти довольно сложный отбор. Nature show на этот смотр пробилась, приблизившись к кругу именитых кутюрье, что серьезно способствовало росту популярности брэнда.
Пресса заметила Nature show.
На престижность модной марки существенно влияет и количество знаменитостей, которых удается одеть той или иной фирме. В нынешнем году Nature show удалось преуспеть и на этом поприще. Первыми «жертвами» компании стали ведущие утренней программы MTV. (Каждая минута эфирного времени, где ведущие появляются на экране в фирменной одежде, оплачивается компанией по обычным рекламным тарифам.)
Затем почитательницами стиля от Nature show стали популярная ведущая Ксения Стриж и певица Линда. Последнюю фирма будет одевать для съемок клипов и презентаций. На очереди Илья Лагутенко из «Мумий Тролля».
Звезд из разных тусовок Nature show выбирает специально. Поклонники у поп-дивы Линды и идола неформальной молодежи Ильи Лагутенко, очевидно, разные. Но и те и другие хотят быть похожими на своих кумиров. Таким образом Nature show удается охватить большее число потенциальных потребителей. Сегодня Nature show в состоянии производить чуть более тысячи изделий в месяц. Продать при выросшем спросе можно существенно больше, но проблема в том, что компания упустила момент изменения ситуации на производстве. На заре своей деятельности фирма была одним из немногих заказчиков отечественных трикотажных фабрик. Сейчас они завалены работой, и свободные станки найти непросто. Собственной же производственной базой Nature show обзавестись не успела.
До кризиса компании удалось открыть только швейный цех. Теперь развернуть собственное производство еще труднее. Сносное оборудование можно найти лишь за рубежом, но иностранцы после 17 августа согласны работать только по полной предоплате.
Кредитование легкой промышленности, по словам Ирины Лесиной, до сих пор не входит в круг интересов отечественных банков. Для Nature show, правда, доступна кредитная линия ЕБРР, где компания время от времени берет суммы порядка нескольких тысяч долларов.
Ценовая политика компании рассчитана на людей со средним заработком. Стоимость изделий колеблется в пределах от $20 до $50.
При этом у компании явно есть предпосылки для роста. Дизайнеры Nature show уже готовы к открытию двух новых линий – мужской одежды и моделей больших размеров (XXL).
Планируется и экспансия в московские спальные районы. Там Nature show готова открывать магазины на условиях франчайзинга.