Назад в девяностые

11.10.201000:00

Одна из ведущих российских сетей «Лента» оказалась втянута в конфликт в стиле конца прошлого века. Ее офис был захвачен штурмом. Однако если в 1990-е гг. подобные акции устраивали российские предприниматели, то в XXI в. их методы переняли крупные иностранные компании, освоившиеся на местном рынке.

В Россию вернулись силовые захваты ритейлеров.

Петербургская сеть «Лента» прославилась в сентябре 2010 года весьма оригинальным образом. Ее офис дважды штурмовали: гендиректор сети Ян Дюннинг при поддержке акционера – американского фонда TPG Capital таким образом прокладывал себе дорогу к рабочему месту. После того как в контору голландца не пустили, привлеченные им чоповцы стали бить стеклянные двери и вступили врукопашную с охраной сети. В ход пошли слезоточивый газ и дымовые шашки. Кадры с места «боевых действий» впечатляют. По словам очевидцев, чудом обошлось без трупов. «Этого не произошло по чистой случайности. Защита офиса осуществлялась наивно, а атакующим просто повезло. Говоря языком практикующих юристов, осуществили «заход» на предприятие, и отлично, что обошлось без жертв», – отмечает старший партнер юридической компании Pen & Paper Константин Добрынин.

История с «Лентой» в очередной раз показала, что методы 1990-х гг., когда директора и владельцы предприятий случайно выпадали из окон, а офисы штурмовали омоновцы, не ушли в прошлое. В этом ряду можно вспомнить «визит» в 2004 г. на Кропоткинский МЭЗ представителей группы «Русагро» Вадима Мошковича, противостоявшей «Русской бакалее» Александра Старцева. В 2005 г. имело место «посещение» «Гипромеза» представителями Wortmant в сопровождении 60 бойцов, а в 2006-м отряд спецназа из Чечни во главе с Героем России Сулимом Ямадаевым прибыл в Санкт-Петербург, чтобы помочь директору «Салолина» Хамзату Арсамакову установить контроль над мясокомбинатом «Самсон». Однако события в «Ленте» уникальны: офис штурмовали не российские бизнесмены. «Наши» методы научились применять «законопослушные» иностранцы, например американский TPG Capital.

 

Свободное плавание

История акционерного конфликта в «Ленте» началась в 2008 г., когда ее основатель Олег Жеребцов решил выйти из бизнеса. В тот момент еще одна его розничная сеть «Норма» испытывала серьезные финансовые трудности, и он давно искал западную компанию, которой была бы интересна «Лента». Бизнесмену, судя по всему, хотелось отойти от дел и посвятить себя яхтенному спорту. Сеть к тому моменту была пятым по величине российским ритейлером с капитализацией около $700 млн, и по рынку циркулировали слухи об именитых покупателях. В итоге летом 2008-го банки «Ренессанс Капитал» и ABN Amro организовали тендер примерно на 89% «Ленты». Среди потенциальных претендентов оказались Wal-Mart, Carrefour, Agrokor Group, Kesko и инвестфонд TPG Capital.

Наиболее вероятным покупателем всегда считался Wal-Mart: потенциально «Лента» интересна ему под формат cash & carry – магазинов Sam’s Club. На тот момент Олегу Жеребцову принадлежало 35,4% акций «Ленты», 11% было у ЕБРР, 36,4% акций находились у американского инвестора Августа Мейера. Между тем иностранные сети не торопились с покупкой. По слухам, Wal-Mart соглашался на сделку лишь в том случае, если сможет собрать больше 51% «Ленты», при этом договориться о продаже ему удалось лишь с Олегом Жеребцовым. Эксперты озвучивали и другую версию: Wal-Mart не решался на крупные приобретения в кризис. В то же время актив оказался интересен фонду TPG Capital и «ВТБ Капиталу». За пакет Жеребцова новые инвесторы заплатили чуть более $110 млн, и основатель сети заявил о своем уходе из компании. Для управления акциями «Ленты» была создана фирма Luna Inc., в которой 20% акций принадлежит «ВТБ Капиталу», а 80% – TPG Capital.

Сделка по продаже акций Олега Жеребцова закрылась 8 октября 2009 г. Между тем она могла не состояться, если бы ее не одобрил Август Мейер. В итоге было подписано акционерное соглашение между Luna Inc. и Svoboda Corp. (представляет интересы американского бизнесмена). «Если бы соглашение не заключалось, то теоретически второй акционер мог бы сорвать сделку или же, к примеру, впоследствии блокировать работу компании. Подобные соглашения нужны, чтобы определять, как будет функционировать компания»,  – поясняет управляющий партнер юридической фирмы Magisters Дмитрий Дякин. Более того, подписание соглашения должно было избавить компанию от сложностей, которые и раньше возникали между акционерами «Ленты».

На пост генерального директора решили пригласить Яна Дюннинга. «Во главе сети нужен был нейтральный человек», – так объясняет приглашение голландца Дмитрий Костыгин, председатель совета директоров «Ленты». До этого Дюннинг работал на руководящих позициях в Metro Group на Украине и в России, возглавлял оптовую фирму Lukas Klamer Netherlands, а также трудился в немецкой сети дискаунтеров Aldi. В акционерном соглашении было зафиксировано, что гендиректором сети становится Ян Дюннинг, однако если его кандидатура по каким-то параметрам не устроит компанию Svoboda, то она имеет право заменить «варяга», например, на ранее руководившего «Лентой» Сергея Ющенко. Это право у Августа Мейера имелось до 31 августа 2010 г. В результате Дюннинг возглавил ООО «Лента» 9 ноября 2009 г., а 30 ноября он был утвержден и в должности CEO в Lenta Ltd.

В феврале 2010 г. Август Мейер понял, что хотел бы заменить топ-менеджера, и сообщил о своем решении TPG Capital. «Если есть право, значит, есть и обязанность. Если в акционерном соглашении было написано, что Август Мейер имеет право сменить генерального директора, то обязанностью фонда становилось не препятствовать этому решению», – полагает Дмитрий Дякин. Однако, по словам Дмитрия Костыгина, фонд TPG Capital заявил, что пока не готов принять решение и «хотел бы посмотреть на то, как работает топ-менеджер, еще немного времени». В апреле 2010 г. Мейер еще раз подтвердил свое намерение сменить гендиректора, но американский фонд опять ответил отказом. «Такое происходит не первый раз. Брать на себя обязательства, а потом отказываться от них – в практике фонда», – отмечает Дмитрий Костыгин. В 2008 г. фонд объявил о покупке фармацевтической компании «СИА Интернейшнл» (50% минус одна акция оценили в $800 млн). Сделка должна была быть закрыта в конце июля – начале августа 2009 г. после одобрения ФАС. Однако, по словам представителей антимонопольного ведомства, заявку TPG так и не подал. В связи с кризисом фонд решил уменьшить цену примерно до $650 млн, что не устраивало владельцев «СИА Интернейшнл». Продажа сорвалась, и TPG пришлось выплатить Игорю Рудинскому, основному владельцу «СИА Интернейшнл», около $50 млн в виде штрафных санкций.

 

Часть первая, законная

История с «Лентой» сложилась более жестко, чем сделка с «СИА Интернейшнл». По мнению Августа Мейера, за то время, пока Ян Дюннинг работал гендиректором, компания не развивалась, не купила ни одного участка и не построила ни одного магазина. Это позволило Мейеру предположить, что TPG Capital занимается предпродажной подготовкой сети и «очисткой» ее баланса. По словам Сергея Ющенко, при Дюннинге не было разработано даже плана развития. Для сравнения: с августа 2009-го по сентябрь 2010-го оборот вырос на 12,7%, в то время как за тот же период годом ранее, в самый разгар кризиса, рост составлял 31,4%. В свою очередь с июля 2007-го по август 2008-го темпы роста «Ленты» составляли 55%. Тогда сетью руководил Сергей Ющенко, при котором было открыто 12 гипермаркетов.

Чтобы изменить ситуацию, Мейер в мае 2010 г. инициировал собрание совета директоров «Ленты». На повестку дня был вынесен вопрос об отставке Дюннинга и назначении Ющенко. Представители Luna Inc. на совет директоров пришли, однако попросили убрать из регламента пункт о смене гендиректора. После того как представители Svoboda Corp. отказались это сделать, представители Luna покинули здание. Изначально представители западных инвесторов присутствовали на собрании, поэтому формально кворум был соблюден и оставшиеся члены совета директоров приняли решение о смене топ-менеджера.

TPG попытался отменить решение, заявив, что Luna Inc. не была проинформирована о собрании за 10 дней. В июне 2010 г. члены совета директоров от Luna Inc. Джон Оливер, Дмитрий Швец и Тимофей Демченко обратились в Верховный суд Восточного Карибского региона на Британских Виргинских островах, где зарегистрирована Lenta Ltd, с требованием об обеспечительных мерах, которые запретили бы реализацию решений, принятых на совете директоров. Однако суд признал, что кворум был соблюден. Более того, в том же месяце Август Мейер обратился в Международный арбитражный суд Лондона с иском против Luna Inc., чтобы подтвердить свое право уволить Дюннинга. В итоге лондонский суд вынес запрет на проведение заседаний совета директоров Lenta Ltd. до конца июля 2010 г. или до выноса судебного решения.

Тем временем один из независимых членов совета директоров Лорен Боу вышел из его состава, а миноритарный акционер – ЕБРР выдвинул Стива Джонсона в совет директоров, собрав голоса в его пользу по электронной почте, несмотря на решение лондонского суда. Во время этого голосования Luna Inc. использовала 4,6% акций Lenta Ltd, в феврале 2010 г. выкупленных Мейером. Однако предприниматель не успел зарегистрировать покупку. Примечательно, что сам Стив Джонсон, который должен был занять место независимого директора, ранее работал советником TPG. Это вызвало у представителей Мейера сомнения в том, что позиция нового директора в разгорающемся конфликте будет не ангажированной. В результате Август Мейер настоял на внеочередном слушании в Международном арбитражном суде Лондона, заявив, что со стороны ЕБРР, TPG и «ВТБ Капитала» были зафиксированы действия, ущемляющие его права как акционера Lenta Ltd. Суд принял решение в пользу истца, поддержав его право снять с поста гендиректора Яна Дюннинга. «Решение суда понятно, он просто обязывает стороны выполнить условия акционерного соглашения», – поясняет Дякин. В итоге в конце июля 2010 г. рабочая виза и трудовой контракт были аннулированы, и в «Ленту» вернулся Сергей Ющенко.

 

Часть вторая, незаконная

Подобное развитие ситуации не устраивало Luna Inc., и в начале августа 2010 г. двое из семи членов совета директоров «Ленты» – Тимофей Демченко («ВТБ Капитал») и Дмитрий Швец (TPG) подписали резолюцию о назначении гендиректором «Ленты» Яна Дюннинга. «Очевидно, что двое из семи членов совета директоров не могут подписывать такой документ, они не уполномочены это делать», – поясняет Дмитрий Дякин. В августе Дюннинг подал документы в межрайонную инспекцию ФНС России №15 по Санкт-Петербургу на внесение изменений в ЕГРЮЛ в графу «Генеральный директор». В то же время Ющенко обратился в ОБЭП с просьбой проверить законность этого действия. Svoboda снова сообщила о происходящем в британский суд и добилась решения, предписывающего Luna Inc. не создавать больше учетных документов относительно генерального директора в течение августа.

После этого в «Ленте» прошла информация о том, что офис будут захватывать силой. Так и произошло. 13 сентября 2010 г. Ян Дюннинг попытался войти в офис в сопровождении юристов, продемонстрировав решение ФНС о регистрации его в качестве гендиректора, однако охрана «варяга» не пустила. На следующий день после четырех штурмов ему удалось попасть в офис «Ленты». Участникам рынка кадры атаки на «Ленту» показались шокирующими. «Даже не верится, что эта история – не хроники 1990-х гг.», – комментирует партнер Retail Training Group Елена Комкова. «Способы решения этой ситуации какие-то явно не современные», – недоумевает Александр Малис, президент компании «Евросеть».

В свою очередь Luna Inc. после штурма распространила весьма двусмысленное заявление. «Сегодняшнее восстановление прав – яркий пример того, что в современной России на практике действуют принципы корпоративного управления и законности, принятые в цивилизованном мире, и что методы ведения бизнеса, типичные для 90-х годов прошлого века, сегодня неприемлемы» – говорилось в документе.

Впрочем, по словам экспертов, никаких проблем сети ее захват не решил, и Август Мейер, силой отстраненный от управления, не отступился. На Британских Виргинских островах продолжается судебный процесс, и в его ходе оспаривается законность резолюции, на основании которой Дюннинг захватывал «Ленту». Пока сотрудники охранных предприятий контролируют офис, Сергей Ющенко обратился в прокуратуры Приморского и Петроградского районов Санкт-Петербурга с просьбой провести проверку по факту регистрации Яна Дюннинга в ЕГРЮЛ в качестве гендиректора ООО «Лента», а также расследовать события, связанные с силовым захватом офиса. Кроме того, был подан иск в Арбитражный суд, где была оспорена законность регистрации Дюннинга в налоговой инспекции в качестве гендиректора сети.

 

Разделенные риски

В ходе споров и силовых захватов «Лента» оказалась втянутой в судебные процессы, выгоды которых для TPG и «ВТБ Капитала» не совсем понятны. «Успешно развивающийся ритейлер однозначно потеряет свои позиции на рынке, а внутренние проблемы отразятся и на покупателях, и на сотрудниках, и на поставщиках», – заявляет Елена Комкова. По мнению аналитика УК «Финам Менеджмент» Максима Клягина, «корпоративные конфликты не идут на пользу операционной деятельности компании». «Например, отсутствие единого исполнительного органа, подобная неопределенность и, можно сказать, двоевластие могут затруднять принятие и реализацию необходимых бизнес-решений», – отмечает эксперт. Как говорится в миссии TPG Capital, «наша традиция – обеспечивать уникальные инвестиционные стратегии и управленческие возможности в части создания добавочной стоимости для компаний, прибывающих в процессе развития, равно как и поддерживать компании, находящиеся в сложной ситуации и испытывающие значительные трудности, – отличает нас от множества обычных частных инвестиционных фондов». В то же время конфликт ведет к тому, что инвестиционная привлекательность «Ленты» из-за действий фонда неумолимо снижается. Перепродажу сети на данном этапе можно исключить. Маловероятно, что кто-то решится на покупку «беспокойной» компании по частям. «В этой ситуации присутствуют и репутационные риски для TPG», – полагает Максим Клягин. Как сообщил директор по аграрному бизнесу ЕБРР Жиль Меттеталь, в ближайшее время акции «Ленты» из сектора аграрного бизнеса, в который входит розничная торговля, переведут в отдел проблемных активов банка, о чем Август Мейер уже уведомлен. «Это означает, что банк готов продавать долю (около 11%. – Прим. «Ко»)», – поясняет Дмитрий Костыгин.

Согласно уставу компании, ЕБРР должен предложить акции всем акционерам. Если их выкупит Мейер, он получит контрольный пакет – более 52%, если Luna Inc., то TPG и «ВТБ Капитал» консолидируют около 42% акций. Еще 10% акций «Ленты» находятся у миноритариев. Как утверждает Сергей Ющенко, о выкупе этих бумаг летом 2010 г. договорилась Luna. «Сделка формально не состоялась, но оплачена», – говорит он. В то же время это нарушает устав компании: другим акционерам эта доля не предлагалась. По мнению Ющенко, аналогичная ситуация может сложиться и в случае продажи доли ЕБРР, который в ситуации акционерного конфликта находится на стороне TPG и «ВТБ Капитала». По словам экспертов, получается, что благодаря агрессивным действиям перевес пока на стороне Luna, но и окончание конфликта далеко не очевидно. 15 октября 2010 г. должен состояться очередной совет директоров, и вполне возможно, что на нем будут присутствовать обе стороны. Предыдущее заседание не состоялось из-за неявки представителей Svoboda. «Присутствие представителей Svoboda помогло бы в разрешении сложившейся ситуации, создается впечатление, что Svoboda в этом не заинтересована», – утверждает Тимофей Демченко, руководитель управления прямых инвестиций и специальных проектов «ВТБ Капитала». Luna Inc. заявляет, что повторное заседание будет легитимным даже в случае неявки представителей Svoboda. Однако как раз представители Svoboda категорически не согласны с этим утверждением.

Они объяснили свое отсутствие тем, что не были проинформированы должным образом. Но кроме формальных причин есть и более весомые. Так, Svoboda требует вывести из совета директоров «независимого» Стива Джонсона, раньше работавшего в TPG, а также заменить Тимофея Демченко и Дмитрия Швеца, поскольку именно их представители Августа Мейера подозревают в фальсификации документов. Но и это не все. Сегодня от Svoboda в совете директоров всего два директора вместо трех, положенных по уставу. Третий кандидат уже предложен, это бывший управляющий директор компании «А1» Юрий Ширманкин, имеющий большой опыт в урегулировании конфликтных ситуаций. Но Демченко и Швец под разными предлогами уклоняются от встречи с ним, видимо, в расчете на то, что совет директоров состоится до момента избрания Ширманкина. Как заявляют в Svoboda, «при таких условиях повторное заседание не будет легитимным». Кроме того, дело рассматривается в судах на Британских Виргинских островах, в Лондоне и в Петербурге, что дополнительно осложняет и без того непростую ситуацию в «Ленте».

Пока что на рынке нет единого мнения о том, почему ссора акционеров зашла так далеко и какими соображениями руководствуются TPG и «ВТБ Капитал». Одно время существовала версия, что якобы «ВТБ Капитал» пытается создать полугосударственный ритейлерский суперхолдинг, куда бы вошли все его активы, которые он имеет в различных сетях («О'кей», «Магнит» и «Лента»). До сих пор подобное развитие дел казалось малореалистичным, но в связи с последними событиями в «Ленте» эти предположения могут иметь под собой веские основания.

«Ситуация достаточно сложная: столкнулись два акционера с мажоритарными пакетами, категорически не согласные друг с другом, – говорит Андрей Ященко, заместитель гендиректора Maratex. – С моей точки зрения, возможно привлечение в качестве арбитра третьей независимой стороны, способной беспристрастно оценить наиболее эффективные пути развития. Но такой сценарий событий маловероятен». «Мы можем лишь предполагать, что стороны действительно по-разному оценивают оптимальные варианты дальнейшего развития компании. Но, вероятно, акционерам удастся найти компромиссные решения», – полагает Клягин. По мнению аналитиков, договориться – это единственно правильный путь разрешения подобного конфликта.