Top.Mail.Ru
архив

Не бочкой единой

На московских и подмосковных трассах появляется все больше суперсовременных комплексов, где кроме заправочных колонок - рестораны, магазины, автосервисы. Создание АЗК не столько равнение на Запад, сколько желание увеличить прибыль. Продажа бензина уже не приносит такого дохода, как 3 - 4 года назад.

Конкуренция подтолкнула

Проблемы найти заправку у водителей теперь нет. АЗС стоят по всем направлениям - выбирай любую. Поэтому для торговцев бензином, желающих привлечь клиентов, стала актуальной раскрутка торговой марки. Причем рынок нефтепродуктов насыщен настолько, что одно только название не может обеспечить узнавания АЗС клиентом. У большинства есть логотип - «ЛУКойловские» три буквы знают по всей России, на заправках холдинга «Горизонт» нарисована эмблема - бобер. В последнее время компании стали больше внимания уделять и разработке стандартов, повторяющихся на всех заправках сети. Теперь не просто рисуется логотип, но и вся огороженная территория оформляется в одном ключе, чтобы фирменная АЗС узнавалась издалека на любых дорогах. Не случайно в этом году компания British Petroleum запатентовала в качестве торговой марки весь внешний вид заправки - и фирменные цвета, и униформу.

Узнаваемый внешний вид, впрочем, лишен смысла без хорошего сервиса и качественного бензина. АЗК в этом отношении более конкурентоспособен, чем АЗС. Во первых, комплекс, как правило, крупнее простой заправки, а чем больше колонок, тем меньше очередей. К тому же на АЗК представлены все виды топлива. Во-вторых, входящие в комплекс магазины избавляют клиента от необходимости заезжать по дороге за покупками куда-то еще. Наличие кафе тоже запоминается, даже если в него и не заходили. «Комплекс - это не только дополнительная прибыль от магазинов и кафе, но и реклама, - говорит Владимир Щербаков, начальник отдела эксплуатации компании «Контракт Ойл», запустившей проект строительства АЗК в Подмосковье. - Он привлекает больше внимания».

Свою роль в приближении отечественных заправок к европейскому стандарту сыграло и появление в Москве западных комплексов, на которые волей-неволей приходится равняться российским торговцам бензином. В мире тенденция к преобладанию АЗК прослеживается уже давно. В России первый АЗК европейского уровня появился в 1991 году. Итальянская компания Agip Petroli, обладающая сетью заправок по всему миру, открыла тогда станцию на Ленинградском шоссе при въезде в Москву. Там уже восемь лет назад были мойка, СТО, магазин и бистро. В сентябре 1996 года появился первый автозаправочный комплекс BP. На первой стадии совместного проекта British Petroleum и СТ Груп предполагалось строительство в 1997 году еще восьми комплексов. Следующая стадия предусматривала открытие еще 50 - 60 Петрокомплексов на территории Москвы. Вся же инвестиционная программа была рассчитана на строительство 100 АЗК под маркой ВР в Москве и области до 2002 года. Сейчас в столице девять комплексов ВР и еще один - в Зеленограде. По словам координатора отдела маркетинга компании «Петрокомплекс» Анны Соколовой, в области заложено еще четыре площадки, в Москве - три, а всего в 1999 году планируется открыть порядка 15 АЗК.

Русский проект

Пожалуй, самым впечатляющим (и по размерам площадей, и по объему инвестиций) отечественным ответом на появление европейских АЗК в Москве стал проект компании «Контракт Ойл». В конце мая открывается третий комплекс сети. Первый появился в самом начале марта.

«Контракт Ойл» входит в структуру «Контракт холдинга» и имеет собственную нефтебазу в Обнинске. До 1997 года компания успешно занималась оптовой продажей нефтепродуктов, не испытывая нужды заботиться о рознице. Когда же рентабельность оптовой внутренней торговли упала почти в два раза из-за одновременного роста конкуренции и экспорта, возникла идея строительства и эксплуатации сети АЗК в Московской области. «Мы решили делать АЗК, потому что это живые деньги и планка прибыли, несмотря на кризисы, не опускается ниже 25 %. Изначально было решено, что нужна сеть с централизованным управлением и централизованными поставками. Расчеты показали, что говорить о доходности можно, если у компании не менее 10 АЗК», - говорит Владимир Щербаков. Первый этап - строительство и открытие четырех комплексов - будет завершен в июле этого года. «Контракт Ойл» планирует построить свои АЗК на всех 24 федеральных дорогах Московского региона.

Область была выбрана и из-за насыщенности московского рынка, куда новички не проникают уже с 1997 года, и из-за меньшей стоимости аренды. К тому же ВР еще не развернулся за пределами МКАД, и для Подмосковья европейский уровень сервиса АЗК «Контракт Ойл» в новинку. Некоторые заезжают на комплексы в Троицке и в Луховицах просто из любопытства, как в начале 90-х заходили в супермаркеты с автоматически раздвигающимися дверями. До открытия АЗК в Троицком районе вообще не было заправок с 98-м бензином.

В состав комплекса, занимающего площадь 0,7 - 1 га, входят магазин автозапчастей, автосервис, эвакуатор, мини-маркет, мойка и фаст-фуд «Фричерс». 60 % прибыли приносит бензин, из остальных подразделений наиболее доходны автосервис и мини-маркет.

Без еды нет езды

Непременной составляющей любого АЗК является кафе или бистро, хотя по доходности оно и уступает мини-маркету. Поскольку, как уже говорилось выше, для узнаваемости марки нужно придерживаться стандарта, кафе на всех АЗК, входящих в сеть, одинаковы. В комплексах ВР кафе носит название «Светофор». Оно находится непосредственно в торговом зале продуктового магазина (который на АЗК называется «Экспресс-магазин») и занимает меньше места, чем кафе русских аналогов. Здесь продают Данкин Донатсы и собственную сдобу, выпекаемую прямо в кафе. Причем даже на тех АЗК, где на одной территории с заправкой расположен «Макавто» (совместный проект с McDonald's), кафе «Светофор» остается. Как правило, кафе посещают пассажиры заправляющихся машин. Пешеходы, по словам Анны Соколовой, составляют менее 5% от общего числа посетителей. «Но мы планируем, что количество «безлошадных» клиентов возрастет», - добавляет она.

На АЗК «Контракт Ойл» в кафе по выходным появляются дачники с детьми. Привлекать посетителей к кафе компания планирует и специальными программами, благо позволяет площадь (на 30 сидячих мест). Сергей Ленский, заместитель начальника отдела общественного питания: «У нас уже были заявки на проведение детских дней рождений, и летом мы этим займемся серьезно. Кроме того, возможно, введем дисконтные карты. Если фаст-фуд «Фричерс» окажется успешным, то он будет развиваться не только на АЗК сети».

Концепция «Фричерса» разработана специально под проект «Контракт Ойл». В мае 1998 года был объявлен тендер на организацию общепита на заправке. Все варианты франчайзинга при этом были отклонены по причине дороговизны. «Фричерс» создавался на опыте фаст-фудов, панирующих курицу, но отличается от них оборудованием и меню, в котором есть также свиные ребрышки и пиво.

На некоторых АЗК в Московской области открыты настоящие рестораны. На других - только стойки с горячим кофе и бутербродами. Однако подобных АЗК все меньше. Тенденция к полноценным кафе в составе АЗК прослеживается с прошлого года. В частности, холдинг «Горизонт» купил франшизу Subway специально для создания кафе на заправке. На открытии первого такого кафе осенью прошлого года говорилось о планах оснастить фаст-фудами Subway и другие заправочные станции сети.

С размахом и в глубинку

И все же пока в России дополнения к заправке служат больше для привлечения клиента. Основная же прибыль идет от продажи бензина. Не только у «Контракт Ойл», но и у ВР, и у «Нефтоаджип» 60 - 70% доходов от бизнеса в России приходится на бензин. Тогда как тот же Agip Petroli в остальном мире делает на бензине только 15% прибыли АЗК. Кстати, именно это обстоятельство послужило одной из основных причин того, что в позапрошлом году компания закрыла несколько мелких станций в Италии. В России Agip будет участвовать только в создании АЗК. Может, и не на 12 колонок, а всего на 3 - 4, но обязательно с баром и магазином.

Есть тенденция к увеличению дохода АЗК и за счет других дополнительных услуг и подразделений . Владимир Щербаков не исключает, что в проекте следующих комплексов сети может появиться мотель.

Все больше компаний, специализирующихся на сбыте нефтепродуктов, строят АЗК за пределами Москвы. И речь не только о Подмосковье. «Сибнефть», например, приняла программу модернизации сети АЗС в Омской области и доведения станций до европейских стандартов.

Возможно, строительство комплексов в регионах, где структура общественного питания скуднее московской, и последнее повышение цен на бензин изменят соотношение доходности разных подразделений АЗК в России. Однако совершенно точно можно сказать, что большинство компаний за последний год убедились в перспективности инвестирования $1 - 3 млн в создание комплекса. После открытия АЗК в Троицке на грани закрытия оказались четыре ближайшие АЗС.

Еще по теме