Не дождетесь!
Россия не дает иностранцам доступа к своим сырьевым ресурсам не только на суше, но и на море. На прошлой неделе «Газпром» отказался от помощи зарубежных инвесторов при освоении Штокмановского месторождения (запасы – 3 трлн кубометров, или 6% общероссийских ресурсов газа), расположенного на шельфе Баренцева моря. Иностранцы могут появиться на Штокмане лишь в качестве подрядчиков, при условии, что они будут представлять «авторитетные международные компании», подчеркнул глава «Газпрома» Алексей Миллер. Таким образом, норвежские Statoil и Hydro, американские Chevron и ConocoPhillips, а также французская Total, которые предлагали России свои инвестиции для разработки Штокмана, оказались за бортом проекта.
В решении «Газпрома» не было ничего личного. Ранее планировалось, что основным потребителем сырья с Баренцева моря станут США. Теперь монополия переориентировала рынок сбыта на страны Старого Света и сделала Штокман ресурсной базой Северо-Европейского газопровода (СЕГ). Как заявил «Ко» начальник управления информации «Газпрома» Игорь Волобуев, европейский рынок кажется более перспективным для монополии. Поэтому и было избрано новое приоритетное направление. Кроме того, компании, попавшие в шорт-лист разработчиков Штокмана, не предложили «Газпрому» в обмен активов, сравнимых с шельфовым месторождением.
Без партнера «Газпром» все-таки не обойдется. Президент Владимир Путин пообещал немецкому канцлеру Ангеле Меркель, что ее страна станет «центром по распределению российского газа в Европе». Фактически речь идет о германском энергохолдинге E.ON Ruhrgas.
Зарубежные инвесторы, судя по всему, пока не до конца оценили решение «Газпрома». Они еще надеются, что монополия передумает. Как заявили «Ко» в Chevron, компания до сих пор рассчитывает на работу с «Газпромом». Также считают в Hydro и Statoil.
Что касается США, то, по словам Волобуева, Вашингтону теперь придется довольствоваться спотовыми поставками «Газпрома». Эти контракты (в среднем на 80 млн кубометров) не могут сравниться с объемом газа, который Путин пообещал Германии. Уже сейчас немцы являются крупнейшими клиентами «Газпрома», покупая ежегодно 40 млрд кубометров. Учитывая, что стоимость газа в Европе превышает $300 за тысячу кубометров, цена этого объема доходит до $12 млрд. Если Штокман заработает на СЕГ, они смогут получать дополнительно 50 – 55 млрд. Это еще примерно $15 – 16,5 млрд.
Сможет ли «Газпром» выполнить обещание главы государства, пока неясно. По словам эксперта ИК «БрокерКредитСервис» Максима Шеина, монополия испытывает серьезный недостаток газа. В частности, «Газпром» не способен закрыть потребности РАО «ЕЭС России». С дефицитом связано и увеличение импорта азиатского газа. В сентябре «Газпром» подписал соглашение с Туркменией о дополнительных закупках 50 млрд кубометров в 2007 – 2009 годах.
Сами немцы также не строят иллюзий относительно роста экспорта российского газа в Европу. По словам главы правления E.ON Ruhrgas Буркхарда Бергмана, без полной загрузки СЕГ не стал бы экономически эффективным. Тогда как лишь с газом Штокмана, который ранее планировалось отправлять в США, труба через Балтийское море смогла бы в кратчайшие сроки выйти на максимум.
Впрочем, никто не сомневается, что решение «Газпрома» переориентировать поставки газа с США на Европу мотивировано не столько экономическими, сколько политическими интересами. Ведь экспортировать газ в США так же рентабельно, как и в Европу.