«Не меньше пяти лет»: почему компании медлят с переходом на отечественные IT-решения
Больше половины крупных российских компаний сталкиваются с проблемами в работе IT-инфраструктуры, следует из опроса IT-интегратора «Крок». Респонденты тяжело адаптируются к новым условиям и жалуются на трудности при интеграции решений разных вендоров. Эти проблемы закономерны, поскольку к отечественным разработчикам и вендорам впервые в большом количестве обращаются крупные клиенты, отмечают эксперты. Они уверены, что бизнес частично перейдет на российские решения, но для этого потребуется больше пяти лет.
За последние полтора года рынок РФ покинули крупные зарубежные поставщики оборудования и ПО, а вендоры, с которыми отечественный бизнес работал много лет, прекратили продавать лицензии и поддерживать обновления. Из страны ушли Cisco, SAP, Oracle, IBM, Nokia, Ericsson, Fortinet, Imperva и другие компании.
Аналитики «Крок» проанализировали запросы рынка за 2021–2023 годы по сервисной поддержке ЦОД, IT-инфраструктуры, бизнес-приложений и опросили более сотни крупных компаний из сфер ритейла и e-commerce, FMCG, АПК, финансового сектора, промышленности, ТЭК, транспорта, логистики и услуг, большая часть которых — с выручкой более 2 млрд рублей.
Участники опроса выделили следующие сложности в обслуживании своих IT-инфраструктур:
кадровые проблемы — 78%. Бизнесу не хватает опытных и квалифицированных инженеров;
адаптация к новым условиям — 71%. Речь об изменениях на рынке, смене поставщиков, дистрибьюторов, условий, сроков закупки и поставок оборудования;
необходимость интеграции решений сразу нескольких вендоров — 65%;
незрелый сервис российских производителей — 52%.
Респонденты жалуются на нехватку компетенций и опыта у отечественных специалистов, а также на слабую стандартизацию.
Эти жалобы вполне обоснованы, считает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Он отмечает, что сейчас выигрывают компании, которые имели хоть какую-то инфраструктуру.
Среди самых дефицитных разработок — ПО, связанное с облачными технологиями и безопасностью данных, отмечает аналитик агентства MForum Analytics Алексей Бойко. По его словам, не хватает и софта для масштабных систем хранения данных.
Возникшие трудности радикально изменили схемы поддержки IT-ландшафта. Если в 2021 году бизнес предпочитал прямую вендорскую поддержку (47%), то в 2023-м такой подход выбрали лишь 12% респондентов. Более половины из них (56%) отдали предпочтение локальным сервисным партнерам (в 2021-м такой подход разделяли лишь 29% опрошенных). И только 32% компаний самостоятельно обслуживают инфраструктуру.
Изменились и критерии выбора сервисного партнера. В 2023 году бизнес смотрит преимущественно на компетентность инженеров, наличие и полноту склада ЗИП (запчасти, инструменты и принадлежности), а только потом — на стоимость контракта и скорость. При этом в 2021 году цена возглавляла список.
По информации «Крок», 60% из всех обращений в компанию связаны с запросами на сервис инфраструктуры. В 2023-м спрос на эту услугу вырос у компаний из сфер ритейла и FMCG (19% в 2023-м против 10% в 2021-м) и IT (14% против 6%). При этом у последних увеличение запросов началось еще в прошлом году (12%).
Значительно спрос на поддержку IT-инфраструктуры сократился у ТЭК, представители которого активно занимались этим в 2021-м (16% в 2023-м против 35% в 2021-м).
Если переход, то частичный
Актуальная ситуация на рынке такова, что 95% компаний продолжают поддерживать имеющуюся инфраструктуру и стремятся максимально продлевать срок ее службы, отмечает замгендиректора по развитию бизнеса и директор департамента инфраструктурных решений и сервисов «Крок» Валентин Губарев. При этом компании параллельно тестируют решения как отечественных производителей, так и специалистов из дружественных стран. Губарев утверждает, что спрос на такие тесты вырос втрое.
Сейчас действительно существует немало наработок российских вендоров, но они используют американские процессоры и зарубежные электронные компоненты, напоминает Бойко. Эксперт подчеркивает, что со старта отечественных разработок прошло еще мало времени, поэтому только предстоит выяснить, как решения покажут себя в реальных условиях эксплуатации.
Между тем российские разработки лидируют в сфере информационной безопасности и «вполне достойно конкурируют по направлениям систем планирования ресурсов предприятия (ERP-системы) и программной инженерии, уточняет исполнительный директор Ассоциации компьютерных и информационных технологий Николай Комлев. По его словам, отечественные разработчики впервые столкнулись с таким числом заказчиков, в том числе и крупными, поэтому в некоторых сферах все еще есть отставания.
Эксперты расходятся во мнении о целесообразности полного перехода бизнеса на российские решения в ближайшем будущем. Губарев и Бойко считают, что компании не будут спешить с этим, поскольку многие IT-решения используются годами. Нет смысла отказываться от того, что исправно работает, пояснил Губарев в разговоре с «Компанией».
При этом Муртазин не сомневается, что отечественные вендоры смогут заменить зарубежные компании. Однако, по его словам, не во всех сферах будет «тотально российское оборудование».
Отечественные сборщики в ближайшие 3–5 лет еще будут испытывать трудности с доступом к компонентам, отмечает Комлев. Он склонен думать, что переход будет частичным, поскольку для хорошего соотношения цены и качества необходимо иметь производство с десятимиллионными тиражами, но в РФ сейчас попросту нет такого большого рынка, а выход на Запад затруднен. Комлев не исключает, что эти факторы сильно поднимут цены на отечественные решения.