Не Opel – так «Нива». Но все равно Chevrolet

12.02.200100:00

РЕШЕНИЕ совета директоров корпорации General Motors, обнародованное на заседания 7 февраля, наконец позволяет с определенностью говорить о будущем совместного проекта GM–«АвтоВАЗ». Как стало известно на минувшей неделе, совет директоров крупнейшей в мире автомобильной компании одобрил проект создания совместного предприятия с крупнейшим в России автозаводом – АО «АвтоВАЗ».

После того как к проекту присоединится Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), формальное сообщение от которого ожидается в течение месяца, СП будет зарегистрировано и начнет функционировать. Предположительно уставный капитал предприятия будет разделен на равные доли между GM и «АвтоВАЗом» (по 41,5%), а оставшиеся 17% будут принадлежать ЕБРР. Объем инвестиций составит $330 млн, причем американцы внесут живые деньги, «АвтоВАЗ» – технологическую разработку, землю и помещения, ЕБРР – собственные и кредитные средства.

Основной (и, видимо, пока единственной) продукцией СП станет новая «Нива» ВАЗ-2131, которую планируется собирать в количестве 90 тыс. в год и которая будет поступать на экспорт под принадлежащей GM маркой Chevrolet. Начало серийного производства возможно осенью следующего года.

Следует отметить, что за почти четыре года переговоров между GM и «АвтоВАЗом» проект СП претерпел значительную трансформацию. Первоначально предполагалось, что продукцией СП будет тогда еще перспективная модель Opel Astra T3000 (фирма Opel входит в корпорацию GM). Затем в планах сборки появилась новая «Нива», полностью разработанная в Тольятти, но на массовое производство которой у «АвтоВАЗа» не было денег. В окончательном варианте альянс стал возможным благодаря двум причинам: «АвтоВАЗ» нашел способ профинансировать производство своей оригинальной разработки, а GM разделил риски с ЕБРР, являющимся крупнейшим инвестором российской экономики.

Успешный исход переговоров можно считать победой вице-президента GM 54-летнего Дэвида Хермана, который еще два года назад в интервью «Ко» (см. № 8 от 8 марта 1999 года) говорил: «Когда меня спрашивают: «Сколько времени вы ведете переговоры с ВАЗом?» – я отвечаю: «Двадцать пять лет». Тогда Херман имел в виду неудачные переговоры на предмет сборки Opel на ВАЗе, которые GM вел с советским правительством еще в 1977 – 1978 годах. Переговоры были возобновлены GM в 1997 году, а в июне 1998-го Дэвид Херман, до того возглавлявший фирму Opel, как опытный переговорщик со знанием местной специфики был назначен вице-президентом GM по России и новым независимым государствам.