Не оптом, а в розницу
Финансовые эксперты утверждают, что будущее банковской системы за розничным бизнесом, благодаря которому кредитным организациям удастся выжить в жесткой конкурентной среде. Розничные клиенты позволяют банкам формировать "подушку безопасности" - они обеспечивают фондирование в виде вкладов, приносят высокомаржинальный доход от потребкредитования, дают диверсифицикацию кредитного портфеля.
История развития российского розничного банкинга достаточно молода. Это направление кредитные организации стали развивать в новом тысячелетии, когда уровень жизни населения пошел вверх - у граждан появились накопления, уверенность в будущем, желание тратить и брать кредиты. На этой волне банки начали продвигать розничное кредитование.
Жертва кризиса
Тогда же о развитии нового для себя направления задумался и ВТБ (на тот момент Внешторгбанк), специализирующийся на обслуживании крупных корпоративных клиентов. "Президенту банка Андрею Костину удалось сформировать профессиональную команду людей, умеющих принимать правильные решения. К 2004 г. Внешторгбанк стал крупным финансовым институтом с широкой корпоративной клиентурой, имевшей большое количество сотрудников. А им также требовалось банковское обслуживание", - вспоминает Михаил Кузовлев, в 2002-2004 гг. работавший вице-президентом Внешторгбанка (ныне он глава Банка Москвы - БМ).
Консалтинговая компания McKenzie предложила превратить корпоративный банк в универсальный, выбрав розницу в качестве одного из стратегических направлений. Так в ВТБ образовалось подразделение, которому предстояло запустить ритейловый стартап. Со временем появилась рыночная клиентура, расширялась сеть отделений. Возможно, идея органического развития розницы воплотилась бы в полной мере, если бы не так называемый кризис доверия 2004 г. Одной из его жертв стал Гута-банк, входящий в список 30 крупнейших частных банков России. Его владельцам не удалось сохранить устойчивость структуры, рухнувшей под напором паникующих клиентов. По слухам, приобрести "Гуту" Андрею Костину предложил глава ЦБ РФ Сергей Игнатьев - банкротство столь крупного института могло привести к необратимым процессам в стране. "У ВТБ не имелось особо выбора. Ситуация была такова, что решение принималось быстро (в том числе, чтобы не допустить системного кризиса в банковской сфере)", - отмечает Эмиль Юсупов, член правления финансовой группы "БКС".
Тогда в Гута-банк и десантировалась команда во главе с Михаилом Кузовлевым, который, будучи вице-президентом Внешторгбанка, как раз занимался реструктуризацией проблемных активов. "Все было стремительно. Я шел по коридору, встретил Андрея Леонидовича, который сказал, что нужно пройти в соседнюю комнату, где меня уже ожидали предыдущие владельцы Гута-банка. Собственно, так и началась покупка Гута-банка. Всего за неделю мы провели дьюдилиженс банка, проанализировали активы и обязательства", - рассказывает Кузовлев. В итоге Внешторгбанк заплатил за "Гуту" всего 1 млн руб. - деньги смешные, но, учитывая проблемы кредитного учреждения, и эта сумма могла показаться большой.
Так ВТБ досталась солидная структура, имевшая большое количество отделений и филиалов в регионах. После оформления сделки началась работа по реструктуризации проблемных активов и реорганизации бизнеса. Чтобы не создавать конкурента Внешторгбанку, из "Гуты" было решено создать монолайнер - кредитную организацию, специализирующуюся исключительно на розничном бизнесе. Так ВТБ встал на путь активного развития за счет слияний и поглощений. "Сейчас существует очень большой потенциал для развития розничных банковских услуг в России, прежде всего таких, как потребительские кредиты, ипотечные кредиты, депозиты, кредитные карты и т.д., - говорил Андрей Костин в 2005 г. - И мы считаем, что Внешторгбанк в состоянии занять серьезную нишу на этом рынке, а в течение ближайших 2-3 лет стать одним из ведущих розничных банков в России, а возможно, и в ряде стран постсоветского пространства".
Впоследствии так и случилось. Но до этого Гута-банку предстояло проделать большой путь. Постепенно ему передали розничную часть бизнеса из головного ВТБ и ВТБ Северо-Запада (бывший Промстройбанк. - Прим. "Ко"). Реструктуризация корпоративного портфеля длилась долго: со временем крупный корпоративный бизнес был передан в ВТБ, а средний и малый, исторически занимающий в балансе Гута-банка существенный объем, сохранился за этой кредитной организацией.
Согласно новой же стратегии Гута-банк должен был получить новое название - общий бренд всей банковской группы, тогда уже сокращенный до ВТБ. Однако с именем быстро определиться не получилось - юридически обновленный банк стал называться "ВТБ - Розничные услуги" (ВТБ-РУ), а на вывесках красовалось ВТБ-24 - так было понятней для российского обывателя. Позже решено было полностью перевести банк на бренд ВТБ-24.
Вторым быть выгодно
В 2005 г. банк возглавил бывший министр финансов Михаил Задорнов, который начал формировать новую команду менеджеров - выходцев из самых разных розничных структур. В продуктовой линейке появились кредитные карты, в том числе с льготным периодом, автокредитование, предложения по ипотеке и малому бизнесу. С 2007 г. банк начал активно строить сеть - за 5 лет количество офисов в регионах выросло почти в четыре раза - со 160 до 613. Таким образом, была создана одна из самых мощных и эффективных розничных банковских сетей.
Структура сделала ставку на обслуживание россиян с доходом от среднего и выше. "Банк не стал конкурировать со Сбербанком за социальные выплаты, да и региональная сеть для этого не была приспособлена. Зато ориентация на средний и верхний сегмент розничной клиентуры сразу начала давать отдачу", - поясняет первый зампред правления ВТБ-24 Дмитрий Руденко.
Сегодня ВТБ-24 занимает второе место среди розничных банков России. "На рынке ипотечного кредитования доля ВТБ-24 составляет около 16%, по кредитным картам - примерно 10%, - отмечает Эмиль Юсупов. - Перспективы лучше, чем у специализированных банков, так как есть больше возможностей для кросс-продаж". В целом по объему кредитов физлицам банк занимает 11,4% рынка, что в 2,8 раза меньше, чем у Сбербанка, но в 3,4 раза больше, чем у третьего банка - Росбанка. По объему вкладов физлиц ВТБ-24 занимает 7% рынка, что в 7,6 раз меньше Сбербанка, но в 3,2 раза больше третьего банка - Газпромбанка.
Второе преимущество ВТБ-24, по словам Юсупова, это возможность пополнять клиентскую базу за счет сделок M-and-A головной структуры. ВТБ продолжает скупать крупных игроков на рынке. В прошлом году был приобретен контрольный пакет в принадлежащем РЖД Транскредитбанке (ТКБ). В этом году доля госбанка будет доведена до 100%. Интеграция с ТКБ дополнит региональную сеть ВТБ-24 еще 100 городами присутствия, а бизнес банка - почти двумя миллионами активных клиентов - это работники железной дороги и смежных предприятий. В итоге объединенная сеть к концу 2013 г. станет насчитывать 1000 офисов.
Другая сделка - покупка Банка Москвы в 2011 г. - была неоднозначно воспринята банковским сообществом. После затянувшихся переговоров ВТБ заполучил структуру с "дырой" в балансе размером в 360 млрд руб. "Для нас эта покупка стала новым вызовом, "Гутой" своего времени, - комментирует Михаил Кузовлев. - Со стратегической точки зрения БМ - очень удачный объект для поглощения, на столичном рынке он успешно конкурировал со Сбербанком". Когда вскрылись масштабные хищения прежнего руководства БМ, из-за которых возникла рекордная в российской банковской истории "дыра", на государственном уровне было принято решение оказать поддержку финансовому институту. БМ получил заем от Агентства по страхованию вкладов и сегодня, возвращая средства государству, интегрируется в группу "ВТБ". По словам Михаила Кузовлева, президента - председателя правления Банка Москвы, стратегия развития бизнеса столичного банка предполагает его самостоятельное развитие. "Банк будет работать с предприятиями среднего и малого бизнеса, продолжит обслуживание своих крупных клиентов. Мы сосредоточимся на работе в Москве и Московской области, уделяя особое внимание работе с предприятиями - участниками городского заказа. Но и из регионов уходить совсем не собираемся: нам интересно распространять наш уникальный опыт работы с госзаказом как можно шире", - говорит Кузовлев.
"Сейчас уже всем понятно, что, хотя Банк Москвы и имел проблемы, его покупка была выгодной из-за широкой сети банка и сформированной клиентуры. И ВТБ-24 сможет использовать эти преимущества сейчас в своем развитии", - отмечает президент Ассоциации региональных банков России и депутат Госдумы Анатолий Аксаков. Общее число активных клиентов ТКБ, Банка Москвы и ВТБ-24 превышает 10 млн человек, в объединенную сеть банкоматов входит около 10 000 устройств. "Приобретение Банка Москвы и ТКБ позволяет сократить издержки за счет объединения операционных систем банков приблизительно на 5% или более, объединенный банк получит потенциальную прибыль в 2013-2015 гг. в 200 млрд руб., что позволит рассчитывать на рост его капитализации в обозримой перспективе в 2-3 раза", - подчеркивает Александр Осин, главный экономист УК "Финам Менеджмент".
ВТБ-24 самым активным образом сотрудничает с другими банками группы "ВТБ", в том числе с зарубежными "дочками". "ВТБ-Украина" - крупный игрок на рынке обслуживания физлиц, - говорит Дмитрий Руденко. - Во Франции и Германии мы стали первым российским банком, который смог составить реальную конкуренцию местным игрокам. В частности, на рынке дистанционного обслуживания граждан по приему вкладов". Но, оставаясь главным "куратором" розничных услуг по всей группе "ВТБ" во всех странах присутствия, сам ВТБ-24 генерирует значимую долю прибыли в холдинге, тем самым показывая, что российская розница остается действительно перспективным и доходным направлением банковского бизнеса. "Очень хорошо, что на рынке появляется банк, который может составить реальную конкуренцию Сбербанку, - резюмирует Анатолий Аксаков. - Конкуренция позволяет повышать качество продуктов и снижать ставки. Очевидно, что чем больше будет на рынке конкурентов Сбербанку, тем активнее станет развиваться банковская розница".
Еще по теме
Государственная Федеральная сетевая компания (ФСК) добилась разрешения правительства на реализацию программы строительства фонда служебного жилья для своих сотрудников.
Российские энергосети смогли привлечь огромные деньги в обновление и строительство. Сделать то, что еще десять лет назад казалось невозможным, удалось с помощью нового подхода к вопросу регулирования тарифов. Итоги ушедшего 2011 г. позволяют с уверенностью утверждать, что система заработала.