Top.Mail.Ru
архив

Не пивом единым

В середине 90-х ирландское правительство решило «взбодрить» национальную экономику. Зарубежным инвесторам были обещаны налоговые каникулы. Ирландскому предложению оказались очень рады американские технологические компании, которые как раз искали плацдарм для наступления на европейский рынок.

В ирландском городе Голуэй за 5 лет удвоилось население: если в середине 90-х в Голуэе было 35 тыс. жителей, то в 2001 году здесь проживало уже 70 тыс. человек. Такое в Европе невозможно нигде, кроме Ирландии, утверждают обитатели Голуэя. Причины столь бурного роста – в подъеме, который переживает ирландская экономика.

Пять лет без налогов

 «До 1993 года из Ирландии ежегодно уезжали 50 тыс. человек, – рассказывает Грегори Крейг, директор ирландского национального агентства по трудоустройству. – Для небольшой страны (население Ирландии составляет 3,6 млн человек. – «Ко») это очень ощутимые потери. Исторически главный поток эмиграции из Ирландии вел в США: по некоторым подсчетам, до 50% американцев имеют ирландские корни. Вплоть до середины 90-х в Ирландии был очень высокий уровень безработицы – около 20%. В 1993 году премьер-министр Альберт Рейнолдс предложил реформировать экономику страны. Собственно, подготовка к реформам началась раньше. С конца 80-х ирландское правительство начало бороться с инфляцией, сдерживать рост государственного долга, снижать процентные ставки и пытаться стимулировать экспорт. В 1993 году правительство, профсоюзы и работодатели заключили договор о том, что в ближайшие три года зарплата расти не будет. Но при этом были снижены персональные налоги – прежде они составляли до 2/3 зарплаты, теперь же на налоги уходило около 1/3 зарплаты. (Ныне в Ирландии шкала подоходного налога составляет от 22% до 42%. – Прим. «Ко»). Что же касается корпоративных налогов, то правительство пообещало пятилетние налоговые каникулы иностранным инвесторам». Обо всех этих нововведениях предстояло рассказать возможным инвесторам. Для «бесед с инвесторами» правительство образовало агентство промышленного развития. Сразу после своего возникновения агентство занялось продвижением Ирландии на мировом рынке капитала, создавая стране благоприятный имидж. Особенно активно агентство действовало в странах с наибольшим инвестиционным потенциалом – в США, Великобритании, Германии, Швеции... Ирландия предпринимала попытки стать «второй Швейцарией», но эти старания не увенчались успехом, так как лидеры мирового банковского бизнеса не захотели покидать «насиженное местечко».

Американский десант в Европу

А вот технологические компании повели себя иначе. «Основными инвесторами ирландской экономики стали американские компании, работающие в секторе hi-tech. В середине 90-х в на волне информационной революции они искали плацдармы для наступления на очень важный для них европейский рынок. Ирландия подходила для этих целей как нельзя лучше», – говорит Грегори Крейг. Так в Ирландии появились Intel, Sun, IBM, Hewlett-Packard, Microsoft, Dell, Compaq, 3com и другие технологические корпорации. Некоторые из них организовали в Ирландии исследовательские лаборатории, другие – производственные подразделения. Говорит Дэвид Гиббон, директор по продажам фабрики APC в Голуэе: «Правительство максимально упростило процедуры, необходимые для создания бизнеса в Ирландии, и снизило налоги. Это было первым мотивом для открытия иностранцами бизнеса в Ирландии. Второе обстоятельство, которое очень важно для APC и других иностранных инвесторов, – высокий уровень образования в Ирландии. К тому же здесь все говорят на английском языке. Поэтому APC открыла в Ирландии несколько своих подразделений, ориентированных на европейский рынок. Думаю, что Compaq, Dell и другие производители, построившие фабрики в Ирландии, руководствовались теми же мотивами. Им, как и нам, на пике развития информационных технологий нужны были площадки в Европе». В результате национальная экономика ожила. По оценке Грегори Крейга, сегодня безработица в Ирландии составляет порядка 3,5%. «В стране сложилась редкая ситуация: нам нужно почти в два раза больше рабочих рук, чем у нас есть», – говорит Крейг. В 1995 году в Ирландии впервые за долгие годы сравнялись показатели въезда и выезда. Ирландия начала привлекать специалистов (прежде всего программистов) из-за рубежа – в частности, из стран Восточной Европы и России. Приход иностранных инвесторов имел долгосрочные последствия. «Ирландцы, поработав на американских фабриках, смогли заработать денег. Теперь в стране есть внутренние инвесторы, которые с удовольствием вкладывают деньги в бизнес у себя на родине. Многие ирландцы, получив опыт работы в крупных компаниях, теперь открывают собственное дело», – отмечает Крейг. Технологические компании в Ирландии очень часто играют роль «градообразующих предприятий». Так, фабрика APC является крупнейшим предприятием Голуэя (число работающих менеджмент фабрики не разглашает). Помимо APC в городе работают компания Silicon & Software Systems, а также несколько небольших софтверных фирм, созданных как в рамках городского бизнес-парка, так и за его пределами.

Пиво «полегчало» Остальная экономика

Голуэя «заточена» под туризм. Въездной туризм – вторая после информационных технологий по значимости статья доходов ирландской экономики. До реформ главной позицией ирландского экспорта было пиво Guinness. Пивоварня в Дублине не стала производить меньше пива, но удельный вес Guinness в экспорте уменьшился. А вот стоимость жилья в Ирландии в ходе реформ возросла. Национальный рынок недвижимости отреагировал на приход иностранных инвесторов непрерывным ростом цен – по наблюдениям местных жителей, начиная с середины 90-х годов цены на недвижимость в Ирландии выросли втрое. Сегодня двухэтажный особняк в ирландской провинции стоит не менее $300 тыс. По прогнозам самих ирландцев, в перспективе в структуре экспорте будет расти доля услуг. Сервис начнет развиваться быстрее, чем экспорт техники и программных продуктов. В частности, Ирландия предпринимает попытки вклиниться в международные информационные потоки – для этих целей в стране уже построено несколько колл-центров. СПРАВКА ПЗ Следите за питанием Компания American Power Conversion создана в 1981 году. APC – мировой лидер в производстве оборудования для защиты электропитания, выпускает сетевые фильтры, источники бесперебойного питания, стабилизаторы напряжения, сопутствующее ПО и аксессуары. В 90-е годы объем продаж APC увеличивался со скоростью до 40% в год. По сведениям Дэвида Гиббона, в 2000 году объем мировых продаж APC составил $1,48 млрд. 16% продаж пришлись на Азию, 25% – на Европу, Ближний Восток и Африку, 59% – на Северную и Южную Америку. Столь быстрым ростом APC во многом обязана Интернет-буму: компания ставит своей задачей защиту данных в момент их создания, передачи и хранения, а Интернет как раз и представляет собой бесконечный процесс создания, передачи и хранения данных. По мнению руководителя отдела маркетинга дистрибуторской компании RSI Игоря Селиванова, «продукция APC входит в «обязательную программу» дистрибутора. APC – один из ключевых вендоров. Бизнес APC на российском рынке (фактически APC является монополистом в этом секторе рынка hi-tech) уверенно растет, и причиной тому – качественные продукты и сервис, а также агрессивный маркетинг. И то и другое – заслуга российского офиса APC». Руководитель отдела продаж RSI Александр Киреев говорит, что стабильного положения на российском рынке APC достигла в том числе благодаря своему поведению во время финансового кризиса в августе 1998 года: «Компания не стала паниковать и в отличие от других вендоров не свернула кредитные линии. В результате после кризиса APC смогла расширить свой бизнес в России». По сведениям менеджера московского офиса APC Максима Митрохина, компания будет и впредь наращивать свое присутствие на российском рынке. В частности, с приобретением датской Silcon компания вышла в сектор «тяжелой техники». В России дистрибуцией продуктов APC занимаются RSI, Marvel, «Дилайн» и «Ланит».

Еще по теме