Не по-детски растет e-commerce

С 2019 года по 2024-й объем рынка электронной коммерции в России вырос примерно в 7,5 раза — с 1,7 триллиона до 12,6 триллиона рублей. Доля e-commerce на розничном рынке возросла в 2,8 раза — с 23% до 64%. Важным фактором стремительного роста было усиление позиций универсальных маркетплейсов. И тем не менее, по оценкам экспертов, в будущем доля крупнейших игроков на рынке e-commerce так расти уже не будет. Более того: «независимый» e-commerce способен даже усилить свои позиции.
Таковы результаты исследования, которое провели эксперты консалтинговой компании «Яков и Партнёры» (есть в распоряжении «Компании»). По их оценкам, к 2030 году рынок электронной коммерции в целом способен достичь рекордных 35 триллионов рублей. К этому времени объем независимого e-commerce может вырасти более чем в 2,5 раза, достигнув 12 триллионов рублей, а его доля на рынке поднимется до 35%.
Прежде ежегодный прирост GMV (совокупный оборот) ключевых игроков превышал 100%, однако с 2024-го темпы роста начали замедляться: годовой прирост (YoY) за 2023–2024 годы составил примерно 54%. На фоне стремительного развития маркетплейсов независимый сектор e-commerce — он включает онлайн-продажи через собственные каналы ритейлеров, бренды, которые развивают DTC-форматы (от англ. Direct-to-Customer — прямые продажи потребителям) и нишевые маркетплейсы — рос значительно медленнее. Среднегодовой темп роста этого сегмента за 2019-2024 годы составил около 28%.
В интернет-магазин за одеждой
Как показало исследование, в прошлом году более 50% всех продаж e-commerce приходилось на одежду и обувь, бытовую технику и электронику, в то время как наиболее динамично росли FMCG (товары повседневного спроса), автотовары и e-pharma. В отдельных категориях с высокой долей специализированных товаров (DIY, автотовары, premium-одежда, premium-обувь) успешно сохраняли позиции нишевые маркетплейсы и крупные независимые интернет-магазины.
Эксперты уверяют, что, несмотря на значительное увеличение доли e-commerce в розничной торговле, международные бенчмарки говорят о значительном потенциале для дальнейшего роста. В зрелых экономиках (США, Великобритания, Южная Корея) доля e-commerce составляет 30–50%, а в быстроразвивающихся странах с активной цифровизацией (Китай, Индонезия) — 35–40%.
По американскому образцу
По своей структуре российский рынок e-commerce ближе к американскому, где, несмотря на доминирование Amazon (занимает примерно 30% рынка), сохраняется высокий уровень проникновения омниканальных и DTC-моделей. Таким образом, в долгосрочной перспективе независимый e-commerce может значительно укрепить свои позиции.
Сценарии развития российского e-commerce к 2030 году зависят от скорости цифровизации и стратегии игроков. В базовом сценарии рынок вырастет в 2,6 раза, достигнув 32,3 триллиона рублей, при этом доля независимого e-commerce составит около 28%. Если взять за основу «американский» сценарий, то рынок в целом вырастет до того же объема (32,3 триллиона рублей), однако доля независимого сектора будет выше — около 35%, что эксперты объясняют замедлением роста маркетплейсов и активной экспансией DTC-брендов. Такое мнение высказал партнер «Яков и Партнёры» Максим Болотских.
Для независимого e-commerce основные вызовы связаны с высокой конкуренцией и сложностями запуска собственного онлайн-канала. В настоящее время количество новых интернет-магазинов в 2,5 раза ниже, чем число селлеров на маркетплейсах. При этом менее 3% из селлеров достигают оборотов более двух миллионов рублей в месяц. Директор «Яков и Партнёры» Марина Дорохова указала, что даже среди селлеров с оборотом более 250 миллионов рублей в год около 50% пока не имеют собственной онлайн-площадки.
И все же, несмотря на доминирующее положение маркетплейсов, независимый e-commerce сохраняет потенциал роста, особенно при грамотной стратегии, основанной на дифференциации, высоком уровне сервиса и эффективном управлении клиентскими данными.
Еще по теме



