Не полетел
На обложке Facebook Романа Путина, двоюродного племянника президента Владимира Путина, изображен небольшой красивый летательный аппарат. Это немецкий автожир Cavalon премиум-класса. Он стоит минимум 95 000 евро. Роман Путин может его пилотировать.
В июне прошлого года он вместе с Русланом Устиновым создал ООО «Торговый дом «Автогиро», чтобы продавать автожиры, но, как выяснил «Ко» в начале июля, родственник президента вышел из капитала этого ООО. Не состоялся и его проект производства французских автожиров Xenon в Подмосковье – ему помешала девальвация рубля. Роман Путин и его партнеры по Xenon не комментируют ситуацию. Как стало известно «Ко», в России есть собственное производство летательных аппаратов, у которого появился шанс на импортозамещение.
Любитель полетать
ООО «Торговый дом «Автогиро» было учреждено в июне 2014 г. Романом Путиным и Русланом Устиновым для продажи летательных аппаратов – автожиров производства немецкой AutoGyro. С июля 2015 г. владельцем 100% ООО «Торговый дом «Автогиро» стал Руслан Устинов. Соответствующая запись появилась в ЕГРЮЛ, согласно данным сервиса «Контур-Фокус», 3 июля. «Выход Романа Путина из ООО «Торговый дом «Автогиро» – абсолютно рядовое явление, которому не стоит придавать хоть сколько-нибудь весомое значение. Это не связано с динамикой продаж компании. Просто Роман Игоревич занят в других проектах. Но учитывая его интерес к авиационной теме (для него это, скорее, хобби), мы ожидаем от Романа Игоревича помощи и в дальнейшем. Это касается, в частности, важного вопроса популяризации в России автожиров как весьма перспективных летательных аппаратов», – комментирует ситуацию владелец ООО «Торговый дом «Автогиро» Руслан Устинов. Стоит отметить, что торговый дом за год продал всего один автожир Calidus центру спецподготовки силовых структур Белоруссии «Динамо», сообщили «Ко» в «Автогиро».
Отец Руслана Устинова, Валентин Устинов, разработчик российских гиропланов, был руководителем КБ «Гирос». А Руслан Устинов продает и собирает немецкие автожиры. Он пилот-любитель, умеет пилотировать вертолет Robinson R44 и гиропланы AutoGyro, а также продюсер и актер.
Кому нужны автожиры? Компаниям, нуждающимся в мониторинге и охране своих мощностей – нефтегазопроводов, электростанций, электросетей (ЛЭП), дорог, ЖД-линий, месторождений; пограничным службам (для патрулирования протяженных участков государственных границ); сельхозпредприятиям (для химической обработки полей); МЧС (для поиска людей, предупреждения населения при чрезвычайных ситуациях, спасательных операций, при лесных пожарах, наводнениях); МВД (для поисковых операций и преследования (с тепловизором)); предприятиям, осуществляющим защиту и наблюдение за водными ресурсами, лесными массивами. Ну и, конечно, частным лицам – для охоты, рыбалки, путешествий.
В марте ООО «Автогиро Руссланд» приостановило закупки в Германии комплектов для сборки автожиров в связи с их подорожанием в рублях почти в два раза, сообщил порталу «Авиапорт.ру» Руслан Устинов. На складе «Руссланда» находилось около 10 автожиров MTO Sport и Cavalon. Если в начале 2014 г. Calidus в базовой комплектации стоил примерно от 4 млн руб., MTO Sport – от 3 млн руб., Cavalon – более 5 млн руб., то сейчас стоимость увеличилась не менее чем в 1,5 раза. Планировалось в прошлом году поднять темп выпуска автожиров с двух до трех машин в месяц, но события на Украине и обвал рубля резко снизили спрос. «Сегодня закупки в Германии возобновлены», – сообщает Эдуард Гуков, заместитель гендиректора ООО «Автогиро Руссланд». Машины закупили МЧС России, МЧС Армении, частные лица, но объемы продаж Гуков не уточнил.
ООО «Автогиро Руссланд» поставило автожиры для ФСО (один, в 2013 г, сумма госзакупки составила 4,986 млн руб.), для ГУ МЧС России по Красноярскому краю, а всего – 80 летательных аппаратов с момента основания компании. То есть производитель автожиров сам также занимается поставками, и в компании пока точно не знают, сохранится ли холдинговая структура, включающая торговый дом. 1 июня компания «Автогиро Руссланд» подарила прогулочный автожир MTO Sport детскому лагерю «Артек» в Крыму. Управляющий партнер «Автогиро Руссланд» Роман Путин и гендиректор компании Руслан Устинов в торжественной обстановке вручили руководству «Артека» подарочный сертификат.
Два гироплана по цене трех?
В 2011 г. ООО «Французские авиационные технологии» (ФАТ), входящее в группу компаний «МРТ», объявило о планах построить в Подмосковье завод по производству гирокоптеров, или автожиров французской марки Xenon. Это небольшие летательные аппараты, похожие на вертолеты. ФАТ выбрала для этого площадку в технопарке «Звенигород». Компания, чиьм совладельцем и председателем совета директоров тоже был Роман Путин, хотела поставлять машины силовым структурам, крупным корпорациям и различным госведомствам и рассчитывала в ближайшее время получить заказы на 200 машин в год на сумму 1 млрд руб. Стоит отметить, что к настоящему времени производитель этих машин Celier Aviation, начавший свою историю в 1997 г., выпустил всего 200 гиропланов Xenon.
Будущие заказчики Xenon из аппарата Совета Федерации, Управления делами президента, ФСБ, ГИБДД, МЧС, Минэнерго, ФСК ЕЭС, Минрегионразвития, Минздравсоцразвития, Генпрокуратуры, Федерального агентства лесного хозяйства, «Газпрома», «Газпром нефти», «Газпром авиа», «Транснефти», правительства Москвы и правительства Ямало-Ненецкого автономного округа присутствовали на презентации Xenon на аэродроме «Большое Грызлово» в Серпуховском районе в августе 2011 г. Тогда же гироплан ООО «Группа компаний «МРТ» демонстрировался президенту РФ Дмитрию Медведеву на стратегических учениях под руководством Генштаба Вооруженных Сил в г. Чебаркуле Челябинской области. Последние новости корпоративного сайта о Xenon вышли больше года назад. Наладить производство машин не удалось. В головной компании ГК «МРТ» – «Вираж» – говорят, что проект производства Xenon больше не актуален.
В 2013 г. ФАТ была переименована в «МРТ-Авиа». В том же году эта компания поставила два гироплана для департамента гражданской защиты и пожарной безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа. Стоимость, по данным портала госзакупок, составила 15 млн руб. ГК «МРТ» на своем сайте рассказала о поставке двух летательных аппаратов Xenon аварийно-спасательному формированию «Ямалспас» именно в этот период. Других сделок у ГК «МРТ» с Xenon не было. Цена самого дорогого, трехместного Xenon в России тогда составляла 5 млн руб. (в Европе – 75 000 евро). Выходит, что два Xenon были приобретены по цене трех. Почему так случилось, племянник президента РФ, МЧС и «Ямалспас» ответить «Ко» не смогли. Роман Путин в 2012 г., когда его «МРТ-Авиа» получила заказ от ямальских спасателей, стал советником по инвестициям губернатора ЯНАО Дмитрия Кобылкина.
Интересно, что целью этой поставки было испытать аппараты, выяснить, можно ли эксплуатировать европейские изделия в экстремальных условиях Заполярья, рассказывает сайт группы «МРТ». Для этого на Ямал прибыл московский пилот-испытатель Александр Ламеко. По словам Ламеко, автожир Xenon впервые был протестирован в 30-градусный мороз и показал себя с лучшей стороны. Хотя «двигатель, который установлен на гироплане, не рассчитан на такие низкие температуры. Придется адаптировать его к экстремальным условиям, но думаю, что это выполнимая задача», – отметил пилот. Все это очень здорово, но непонятно, почему налогоплательщики Ямало-Ненецкого автономного округа должны оплачивать испытания продукта французских инженеров? У племянника президента нет ответа и на этот вопрос. Год назад Роман Путин учредил компанию «Путин консалтинг», чтобы помогать предпринимателям бороться с коррупцией. А эта странная госзакупка очень напоминает именно то, с чем собирался бороться родственник президента страны. Почему у Романа Путина не получилось наладить производство французских Xenon в России? «Могу предположить, что эти машины оказались неконкурентоспособны по соотношению летно-технических характеристик и стоимости. Может быть, еще и потому, что для частных лиц они были дороговаты, а госструктуры стали считать деньги и искать более дешевые варианты», – замечает Владимир Бирюков, гендиректор компании «Гиропланъ-Росс». В Celier Aviation сообщили «Ко», что о проекте знает только основатель компании Рафаэль Селье, но тот оказался недоступен.
Российский автожир
В России автожиры в 2000 г. начинала производить научно-производственная корпорация «Иркут» (выручка в 2013 г. – $1,906 млрд, 85,89% – у государственного ПАО «ОАК»), она выпустила одну модель А-002М и готовила серийное производство. Эта машина предназначалась для МЧС, лесоохраны, мониторинга нефтяных трубопроводов и месторождений, срочной медицинской помощи в труднодоступных районах, патрулирования охраняемых территорий и пр. Но в 2015 г. программа производства автожиров была приостановлена. Стоимость иркутовского автожира должна была быть около 9 млн руб., что дороже самого дорогого, трехместного Xenon (цена которого в России, напомним, 5 млн руб., в Европе – 75 000 евро).
Однако иркутовская машина проектировалась как летательный аппарат, приспособленный к суровым условиям эксплуатации. «Автожир А-002М предназначен для грунтовых площадок, может летать в лютый мороз -30°С и ниже, – рассказал «Ко» главный конструктор отдела легкой авиации Иркутского авиационного завода (где был создан автожир А-002М) Дмитрий Беляш. – А главная его особенность – возможность очень короткого взлета, благодаря оригинальной конструкции несущего винта. Полезная нагрузка А-002М превышает 300 кг, а его скорость – более 200 км/ч, что недоступно его двух- и трехместным собратьям из Европы».
Для начала серийного выпуска А-002М необходимы средства на завершение его испытаний и сертификации. Очень большая часть работ в этом направлении уже проделана. «Пока иностранных аналогов иркутскому автожиру не существует. По размерности это почти вертолет Robinson R44, но стоимость летного часа автожира гораздо ниже. Цена также может быть уменьшена, когда будет развернуто серийное производство», – говорит Дмитрий Беляш. Сейчас, когда для полетов малой авиации достаточно уведомления, автожирами стали интересоваться и частные лица – для охоты, полетов на Севере. В настоящее время одна из китайских компаний выразила заинтересованность в организации производства таких машин в Китае. При этом китайцы выпускают у себя гироплан Xenon.
Самый дешевый отечественный автожир сегодня производит ООО «Гиропланъ-Росс» Владимира Бирюкова. Эта открытая двухместная машина называется «Атлант» и стоит 1,4 млн руб. Ее первая версия под названием «Желтый» была построена и поднята в воздух за три месяца в 2010 г. компанией ООО «Гироплан-Рус» Владимира Бирюкова (33%) и Владимира Краснобородько (67%). Летательный аппарат был представлен президенту Дмитрию Медведеву и получил золотую медаль на выставке инновационных идей «Сели МОСТ». Для сравнения: НПК «Иркут» делала свой автожир 15 лет. С 2011 г. Владимир Бирюков работает без партнера, его компания ООО «Гиропланъ-Росс» построила единственный пока российский автожир на поплавках, появились и закрытые модели. Производство «Атлантов» налажено в Лобне, на газпромовском предприятии «Лотра». «Атланты» покупают охотники, рыбаки, те, кто просто любит полетать. «Мы работаем в бюджетном секторе, у нас нет салонов из шкуры антилопы или приборной панели со стразами, хотя такие заказы иногда поступают, – иронизирует Владимир Бирюков. – Некоторые клиенты интересовались установкой брони и оружия на борту, но мы отказали».
«Атлант» имеет сдвоенное управление, на нем можно производить обучение пилотов. Можно установить двухдиапазонный тепловизор для поиска пропавших людей. В 2014 г. совместно со Всероссийским институтом механизации компания сконструировала автожир «Атлант» для химической обработки полей и получила за него диплом и золотую медаль на выставке «Золотая осень – 2014» на ВДНХ.
ООО «Гиропланъ-Росс» не раскрывает объем продаж и финансовых показателей. Но продажи у него в кризис не упали и не выросли: большинство узлов компания изготавливает сама или покупает в СНГ. Дешевой отечественной машиной, которая может доставить троих спасателей и необходимое спасательное оборудование на несколько сотен километров, заинтересовалось МЧС, но пока все в стадии переговоров. Самая дешевая модель «Атлант 1» (открытый автожир) летает на расстояния до 350 км с полезной нагрузкой до 160 кг. «По эксплуатационным затратам наш автожир на порядки ниже вертолета Ми-8, обычно используемого в МЧС», – хвалит свое детище Бирюков. «Атлант» пока мало знают. Так, на просьбу «Ко» высказать свое мнение об этом автожире в авиационном учебном центре Объединенной федерации сверхлегкой авиации «Размах крыльев» ответили, что учат своих пилотов на немецких аппаратах.
Кроме немецких автожиров, в России собирают и продают итальянские.
Это делает компания «За облака» в Серпуховском районе на аэродроме Большое Грызлово. Она начала свою деятельность в конце 2013 г. Самый продаваемый двухместный Gyro GT стоит 3,7 млн руб. Управляющий компании «За облака» Михаил Болдырев говорит: «В России автожиров продается мало, потому что мало взлетно-посадочных полос, мест хранения летательных аппаратов, пунктов их обслуживания и диспетчерского сопровождения. Кроме того, люди мало знают о самих этих машинах». Болдырев подсчитал, что в 2013–2014 гг. в России было продано всего около сотни автожиров, в том числе физическим и юридическим лицам. Владимир Бирюков эту цифру считает несколько завышенной, по его данным, речь может идти о десятках. «В ближайшие пару лет рынок вряд ли восстановится – из-за санкций и слабого рубля покупательная способность упала», – прогнозирует представитель компании «За облака».
ООО «Торговый дом «Автогиро» – не единственный бизнес, который потерял Роман Путин в последний год. В конце 2014 г. закрылась компания «Сантстрой», где у него была доля в 15%, а также компании «Россельхозпродукт» и «Зерно». «Сантстрой» (выручка в 2013 г. – 442 млн руб.) электрифицировала железные дороги, у нее были заказы и на олимпийских объектах: например, на железной дороге Адлер – Сочи компания построила вокзальный комплекс «Эсто-Садок».
История с автожирами говорит о том, что работает тот бизнес, который делает качественный и дешевый продукт, а не тот, у которого есть родственник президента страны. Громкого имени оказывается недостаточно, чтобы задействовать административный ресурс. А сам президент Владимир Путин, по собственному признанию, мало общается с дальними родственниками.