Не сошлись стандартами
"Я хотел бы построить красивый банковский бизнес", - год назад говорил владелец компании "Руст инкорпорейтед", а также основной акционер банка "Русский стандарт" Рустам Тарико. Его мечта пока не сбылась. Новый банк закончил год с убытками, а его "отцы-основатели" - бывший председатель правления МЕНАТЕПа Александр Зурабов и бывший первый зампред ЦБ Андрей Козлов - друг за другом покинули "Русский стандарт". Говорят, на амбициозные проекты Козлова - Зурабова у главного акционера просто нет денег..
В джинсах и клетчатой рубашке Андрей Козлов расхаживал по небольшому кабинету и пытался собирать свои вещи. Это был последний рабочий день председателя правления банка "Российский стандарт". Непривычная для банкира одежда и совсем неофициальная обстановка не располагали к интервью. В голове все время крутился один-единственный вопрос: "Ну почему же вы уходите, а как же "идеальный банк"?" Однако Андрей Андреевич наотрез отказался отвечать на столь прямо и бесхитростно поставленный вопрос и вообще что-либо говорить о "Русском стандарте". На все попытки как-нибудь выведать, куда же уходит один из самых перспективных банкиров (а в прошлом и госчиновников) Козлов отвечал загадочной улыбкой. И лишь прощаясь, пообещал, что через полтора или два месяца окажется на руководящем посту в одном из крупных государственных учреждений.
"Я думаю, что у него не будет проблем с работой, - заметил один из хорошо знающих Козлова банкиров, - человек такого уровня всегда имеет в кармане как минимум два предложения". Действительно, год назад уволившись из ЦБ "по собственному желанию", буквально через месяц бывший госчиновник уже работал над проектом создания нового банка, который с самого начала привлек к себе внимание. Удивительно было все. Не только имя - громкое название "Русский стандарт" появилось позднее, - прежде всего он был примечателен тем, что создавался на деньги удачливого торговца алкоголем Рустама Тарико и при участии тогда уже бывшего председателя правления банка МЕНАТЕП Александра Зурабова (к тому времени у МЕНАТЕПа отозвали лицензию).
Разбогатевшему на поставках итальянского Martini главе компании "Руст Инк.", похоже, льстило, что два известных в банковском мире профессионала обратились к нему за финансовой поддержкой для создания банка. Скорее всего, он плохо разбирался в тонкостях банковского бизнеса, однако его привлек амбициозный проект новых компаньонов. Правда, всего полгода спустя Козлов уже стал стесняться "водочного" названия банка. Во всяком случае, он быстро ретировался с одного светского мероприятия, заметив "рекламных" девушек, настойчиво предлагавших гостям оценить достоинства водки "Русский стандарт". Злые языки сопроводили его уход комментарием: "не хочет с Рустамом встречаться", вольно или невольно предвосхитив одну из популярных версий теперешней отставки Козлова - испортившихся отношений с г-ном Тарико.
Козлов и Зурабов хотели сделать честный банк для малого и среднего бизнеса, "без всяких там афер, ввязываний в драки за бюджетные деньги, за лакомые куски, которые сегодня есть, а завтра нет". "Наша задача - давать кредиты", - говорил Козлов в одном из интервью. Но "мы не хотим повторять ошибок других банков", -твердил он. Короче, команда единомышленников собиралась доказать, что они в состоянии реализовать в России проект не похожего на остальные "правильного" банка. Таким образом, созданный за несколько месяцев на базе никому не известного Агрооптбанка "Русский стандарт" начал свой путь в банковском бизнесе.
"И Зурабов и Козлов действительно верили, что им удастся создать "правильный" банк, - считает один их коллега, - ведь они оба очень технологичны". "Правда, бизнес с человеческим лицом - это также невероятно, как и социализм с человеческим лицом", - говорит он. Как бы там ни было, но первым не выдержал Александр Зурабов. Летом прошлого года он ушел в "Аэрофлот" заместителем гендиректора авиакомпании, оставаясь при этом председателем совета директоров "Русского стандарта". По словам людей, знающих Зурабова, "ничего удивительного в этом решении не было, ему, конечно, интереснее работать в компании национального масштаба, чем с нуля создавать банковский бизнес". Тем не менее замену Зурабову быстро нашли в лице Александра Григорьева, бывшего президента Межкомбанка. Помимо высоких профессиональных качеств Григорьев успел прославиться небывало жестким отношением к должникам его бывшего банка. Достаточно вспомнить опубликованный в СМИ список частных лиц, задолжавших "Межкому" около $100 тыс. Такой специалист, судя по всему, был жизненно необходим "Русскому стандарту" после ухода из банка Зурабова, тоже известного своим жестким отношением к партнерам по бизнесу. Тем более что в банковской среде стали поговаривать об отнюдь не блестящем положении "Стандарта".
Теперь Александр Григорьев будет исполнять обязанности председателя правления. При этом большинство опрошенных "Ко" экспертов склоняются к мысли, что "Андрей Андреевич ушел в никуда". Правда, как оказалось, его действительно приглашали возглавить Конверсбанк. Однако, по слухам, топ-менеджеры банка были против кандидатуры Козлова и постарались сделать так, чтобы назначение не состоялось. Тем не менее, собравшись уходить, Козлов, вероятно, не стал менять свое решение, прекрасно понимая, что без работы не останется.
Не исключено, что новая работа перестала удовлетворять амбициям бывшего высокопоставленного госчиновника, а процесс создания технологичного банка не соответствовал его прежним идеалистическим представлениям. Во всяком случае, банк, в начале своей карьеры не имевший ничего общего с бюджетными счетами, вдруг оказался активным участником госпрограммы "иракская нефть в обмен на продовольствие". (Как известно, добиться подобного без связей и умения открывать нужную дверь сложно, а это никак не вяжется с прежними обещаниями руководителей "РС" заниматься только "чистым" бизнесом.) К тому же, по словам коллег Козлова из других банков, "кредитные продукты для частных лиц слишком дорогостоящий проект, для реализации которого нужна не одна сотня миллионов долларов". При этом отдачи от него не следует ожидать слишком быстро. "Как вы думаете, сколько из взявших в кредит по 500 долларов на покупку телевизора вернут деньги в банк?" - съязвил один из банкиров. "А даже если все вернут, сколько на этом заработаешь? Это же не водочный бизнес, который уже через месяц приносит прибыль", - злорадно заметил он. Поэтому вполне вероятно, что старые планы по кредитованию населения теперь кажутся главному акционеру малоэффективными. Особенно на фоне того, что первый финансовый год банк закончил с убытками в 44 млн руб. При уставном капитале в 556 млн руб. это, конечно, не смертельные потери. Хотя не исключено, что Козлову это просто неприятно. Во всяком случае, ему пока не удалось доказать, что после десяти лет на госслужбе он может эффективно работать в коммерческом банке. Тем более создать "самый лучший и профессиональный банк".