«Не стоит сразу создавать сервис “швейцарский нож”»
Несмотря на прогнозируемый кризис, начало 2020-х стало лучшим временем для digital-стартапов по всему миру. Растет объем венчурных инвестиций, а с ним и капитализация перспективных игроков. Новичкам на рынке часто хочется поменять все и сразу и совершить революцию на всех уровнях — от методов производства до маркетинга. Основатель международной компании Involta Алекс Концов в колонке для журнала «Компания» рассказал, как не ошибиться при запуске IT-стартапа и создать востребованный цифровой продукт в 2021 году.
Модели инноваций в 2021 году
Футуролог Кевин Келли еще в 2014 году заметил, что не бывает идеального года или десятилетия для запуска инновационного продукта. Лучший момент — это здесь и сейчас. «Никогда еще не было столько возможностей, открытых дверей, сниженных порогов, потенциала для роста и соотношения выгоды и риска». Слова Келли справедливы и в 2021 году: опыт пандемии показал, что пространство для инноваций есть всегда. Компания может взлететь стремительно, но не удержать позиции, как Clubhouse, или стабильно расти и внезапно совершить квантовый скачок, как Zoom в 2020-м.
Неудивительно, что в прошлом году число новых стартапов на рынке росло, — только в Америке их количество увеличилось на четверть. В России аналитики зафиксировали спад на стартап-рынке, но постепенно ситуация начинает восстанавливаться. К тому же часто новички выстреливают не сразу — например, и Uber, и Airbnb запускались в период финансового кризиса, но это не помешало им достичь впечатляющей капитализации. Более того, в кризисный период на рынок выходит меньше конкурентов, а доступных талантливых специалистов, наоборот, больше.
Ситуация неопределенности накладывает свои ограничения: сегодня стартапам приходится раньше задумываться о монетизации и окупаемости бизнеса, а привлечь инвестиции на ранней стадии становится труднее. Российским стартапам развиваться сложнее, чем западным, поскольку доступ к инвестициям ограничен. Поэтому лучше создавать проекты, которые в перспективе можно вывести на зарубежные рынки.
Идеи должны быть конкретными и реализуемыми — абстрактные проекты вроде «второго Netflix» или «онлайн-банка для зумеров» вряд ли выстрелят без конкретного ценностного предложения. Оценить, насколько оригинальна и перспектива ваша идея, можно с помощью 10 типов инноваций Доблина. Концепция описывает основные виды новаторских бизнес-моделей. Это может быть уникальный процесс, продукт, бренд, канал дистрибьюции и многое другое.
Инновации также часто делят на четыре категории:
Внутренние: в этом случае вы оптимизируете уже существующие процессы, доводя их до нового уровня совершенства.
Архитектурные: адаптация уже существующих решений на новом рынке.
Революционные: внедрение новых решений на существующем рынке.
Радикальные: новые технологии соединяются с новым рынком.
Впрочем, классификация часто носит формальный характер. В Involta мы неоднократно запускали сайд-проекты, которые со временем превращались в обособленные направления бизнеса. Часто они соединяли в себе несколько моделей одновременно либо не вписывались ни в одну из них на 100%. Можно выделить несколько уроков, которые мы вынесли из этого опыта и которые пригодятся основателям стартапов в 2021 году.
Урок 1. Опирайтесь на привычное, чтобы создать новое
Стартаперам часто кажется, что рынку непременно нужна революция на всех уровнях — начиная от методов производства и заканчивая маркетингом. Но менять все и сразу опасно. Пример тому — разработчик AR-гарнитур Magic Leap, который пытался с нуля создать производственные технологии, оборудование и контент, а в итоге не добился результатов ни в одном из направлений.
Это касается и digital-продуктов — важно встроить новый сервис в привычную парадигму пользователя. Например, при разработке приложения BestHelp для психологической помощи мы задействовали привычные механики мессенджеров — пользователи задают вопросы и получают психологическую поддержку в формате сообщений. В этом случае мы автоматически снизили порог входа — человеку не нужно осваивать новый непривычный интерфейс и вводить новые привычки в свою жизнь. Достаточно открыть приложение и отправить вопрос.
Изучите рынок и оцените, какие привычные процессы можно улучшить за счет вашего сервиса. Например, все большим спросом пользуются b2b-платформы, которые решают точечные проблемы бизнеса. Сегодня это могут быть как крупные enterprise-решения, так и компактные продукты, такие как корпоративные мессенджеры для удаленной работы или системы выплаты зарплаты по запросу. Растет запрос и на zero-code сервисы — профессиональные продукты, для работы с которыми не нужны специфические навыки. С их помощью компания может быстро собрать прототип сайта, настроить блог или онлайн-площадку для продажи товаров.
Урок 2. Делайте ставку на растущие рынки
Любому стартаперу необходимы навыки трендвотчинга, чтобы не только констатировать тренды, но и прогнозировать их возникновение. Лучше заходить на рынок, пока он еще не стал перегретым. Например, один из трендов последних пяти-семи лет — это онлайн-сервисы для психологической помощи. Буквально за пару лет на российском рынке появилось несколько площадок со специалистами в этой сфере. Запускать аналогичный продукт нет смысла, но вы можете найти новые точки роста. Скажем, сейчас спросом пользуются дейтинговые сервисы и виртуальные вселенные, в которых можно управлять цифровым аватаром. Если соединить эти механики с платформой для психологов, может получиться новый уникальный продукт, который охватывает сразу три растущих рынка.
При этом тренды, наблюдающиеся на растущем рынке, не стоит трактовать буквально. Если бум переживает индустрия мобильных игр, не обязательно открывать студию видеоигр. Вы можете создать b2b-сервис для обслуживания новых отраслей — например, запустить мобильный кошелек для стримеров или создать удобный движок для модификации персонажей в разных играх.
Оценивая перспективы рынка, не ограничивайтесь только российскими реалиями. Заранее предусмотрите, как вы будете локализовать продукт и будет ли он востребован в других странах. Так, если вы делаете EdTech-сервис для проверки домашних заданий, выбирайте для экспансии рынок, где эта проблема стоит остро. Условно, в США этому вопросу уделяют не так много внимания в школах, а вот в России и Китае репетиторы для отработки домашних заданий пользуются спросом.
Урок 3. Рассматривайте продукт как часть экосистемы
На ранней стадии лучше сфокусироваться на небольшой конкретной проблеме, которую будет решать ваш стартап. Отличный пример — американский чат-бот для юридических услуг DoNotPay. Изначально он позволял оспаривать только парковочные талоны, но со временем спектр услуг расширился — теперь с его помощью можно возвращать деньги за билеты, отменять подписки и подавать иски.
После запуска первого компонента продукта вы сможете более детально изучить потребности аудитории и добавить новые надстройки. Важно, чтобы все элементы дополняли друг друга и обогащали пользовательский опыт. Не стоит сразу создавать сервис «швейцарский нож» с полным набором инструментов — есть риск переоценить спрос и потратить время на разработку продукта, который окажется невостребованным.
Другой важный нюанс — это регулярная и быстрая проверка гипотез. Чтобы понять, вписывается ли продукт в вашу экосистему и нужен ли он пользователям, необходимо собрать MVP. И желательно сделать это как можно скорее. Поэтому сегодня компании развивают agile-методологию внутренней разработки, создают inhouse-подразделения и учатся «ошибаться быстро».
Урок 4. Непрерывно отслеживайте контекст
Главная причина провала стартапов — это несоответствие продукта рынку. В английском языке есть отличное выражение To read the room — так описывают способность быстро сориентироваться на местности, понять контекст и адаптироваться под него. Этот пункт лишь отчасти связан с аналитикой трендов. Иногда ситуация в индустрии меняется настолько стремительно, что даже эксперты не успевают реагировать на обстоятельства (Нассим Талеб называет такие внезапные явления «черными лебедями»).
Как показывает опыт, нужно постоянно смотреть на продукт сквозь оптику актуальной повестки. Возможно, вы слишком долго совершенствовали продукт, и его концепция устарела. Может быть, на рынке появилось слишком много конкурентов или внешние обстоятельства негативно повлияли на спрос.
В этих ситуациях нельзя упорствовать и придерживаться изначальной бизнес-модели. Лучше продемонстрировать гибкость и вовремя провести разворот (startup pivot). Такая практика не раз спасала компании. Nokia когда-то владела бумажной фабрикой, а Suzuki выпускала ткацкие станки. Знали бы мы эти бренды, если бы они не поменяли свои бизнес-модели? Парадокс в том, что разворот не происходит раз и навсегда, важно всегда быть готовым к переменам. Пожалуй, это самое полезное свойство стартапа и лучшая черта характера для фаундера.