Не только рублем: как выиграть в гонке за кадры

26.08.202411:35

Чрезвычайно напряженный — так характеризуют рынок труда в последние три года. Показатели безработицы ежемесячно бьют абсолютные минимумы. И если еще недавно цифры колебались на уровне 3,5-4%, сейчас приближаются к 2-2,5%. Это приводит к тому, что работодатели по многим вопросам готовы пойти навстречу соискателям. Каким сотрудникам предлагают лучшие условия и как компаниям конкурировать за кадры, узнали у управляющего директора Авито Работы Дмитрия Пучкова. 

Базовый фактор в битве за кадры — заработная плата. Дает ли результаты финансовая гонка?

— С весны 2022 года мы наблюдаем устойчивый рост заработной платы, причем, опережающими темпами как по сравнению с прошлыми годами, так и с показателями производительности труда. По нашей статистике, в первом полугодии 2024 года прирост составил около 11%, и средняя зарплата достигла 62 000 рублей. Именно такие суммы указывают работодатели в вакансиях, которые размещают на нашей площадке. Стоит учитывать, что это значение отличается от фактического размера выплат, так как не включает в себя премии, проценты от сделок и другие бонусы, которые могут выплачивать сотрудникам работодатели.

В прошлом году на HR-конференциях можно было услышать, что некоторые работодатели индексировали зарплату до пяти раз за год. Сейчас ситуация выравнивается, а темпы зарплатной гонки замедляются. Компании начинают активно инвестировать в рост производительности труда, рост ключевой ставки стабилизирует спрос на персонал, да и сами наниматели понимают, что темпы увеличения зарплатных предложений близки к максимумам.

То есть от бизнеса требуется более креативный подход. Какие стратегии по привлечению персонала сегодня наиболее эффективны?

— Расширяется число финансовых инструментов привлечения персонала. Количество предложений о работе, в которых упоминается социальный пакет и дополнительные льготы, выросло за год на 58%. Это может быть компенсация затрат на проезд, связь и питание, полис ДМС для самого работника и членов семьи. В этот список все чаще включаются фитнес-абонементы и организация корпоративных детских комнат. Популярным становится формат кафетерия льгот, при котором работник сам может выбрать релевантные для себя предложения. 

Из инструментов привлечения и долгосрочной мотивации сотрудников популярны кредиты с компенсацией выплат по процентам, которая действует до момента, пока человек работает в компании, и корпоративная ипотека.

В целом бизнес идет навстречу соискателям. В первую очередь, предлагая гибкий график работы, а там, где это возможно — удаленный или гибридный формат. В компаниях, где раньше и не предполагалось что-то иное, чем полный рабочий день, открывают внутренние биржи смен и предлагают временную работу. Я думаю, что все придет к тому, что график работы большинства компаний будет состоять из некого микса: основной части занятости на полный рабочий день и дополнительной — в моменты пиков сезонной активности или при необходимости дополнительного заработка.

Кроме того, мы фиксируем снижение требований по опыту работы, а также расширение границ найма. Устойчивым трендом стало предложение вакансий с дополнительным или с предварительным обучением за счет работодателя — число вакансий с упоминанием этих опций за год выросло в три раза.

Как меняются сроки закрытия вакансий?

— Около трети россиян говорят, что в последний раз вышли на новую работу быстрее, чем за две недели. Еще недавно средний срок составлял месяц. Это приводит к тому, что у компании больше нет возможности не спеша проводить кандидата по всем этапам воронки.

Все большее распространение получает пришедшая из ИТ практика one day offer. Компания устраивает презентацию вакансий, прямо на месте предлагает пройти отбор и подписать документы о приеме на работу, а самые долгие этапы исчезают или сводятся к минимальному автоматизированному скринингу. 

Сегодня, если бизнес не успевает выйти на контакт с соискателем в течение 2-3 часов после его горячего отклика, вероятность дозвониться падает до 10%. В крупных компаниях достаточно стандартное требование для рекрутеров — осуществить обратный звонок кандидату в течение часа. И даже тогда около двух третей попыток оказываются безрезультатны.

В таких условиях бизнес любого размера заинтересован во внедрении автоматизированных сервисов. Этому служат CRM-системы и различные инструменты общения с кандидатами. Например, чат-боты в мессенджерах, роль которых резко возросла. Они позволяют ускорить процесс найма и оперативно обработать отклики соискателей. Мы видим кратный запрос со стороны работодателей на использование подобных технологий, и предлагаем эти возможности на платформе — при размещении вакансий рекрутер может выбрать подключение внутреннего чат-бота Авито Работы или инструменты HR Messenger. Причем сегодня компании интегрируют ботов не только на этапе трудоустройства — они задействуются для онбординга специалистов, обучения и даже возвращения бывших сотрудников. В этом плане можно сказать, что возможности чат-ботов ограничиваются только воображением людей, которые их используют.

В каких отраслях и категориях работников кадровый голод самый серьезный?

— В топе наиболее «дефицитных» индустрий: строительство (на 87% выросло число вакансий за год); производство и сельское хозяйство (прирост на 83%), транспортно-логистический сектор и сфера услуг. Также сопоставимые цифры, плюс 88%, мы видим в сегменте IT и телекоммуникаций.

У Авито Работы есть бесплатный аналитический инструмент — Индекс рынка труда, который оценивает уровень конкуренции за соискателя в конкретных регионах и сферах. Он анализирует данные платформы и вычисляет оценку напряженности рынка по десятибалльной шкале. Для рекрутеров инструмент формирует рекомендации по поиску персонала с учетом особенностей выбранного региона или профессии, а соискатели могут оценить уровень конкуренции по интересующему их направлению и сравнить средние зарплатные предложения по рынку со своими ожиданиями.

Индекс показывает, что потребность в кадрах не распределена по стране однородно, но в целом нет каких-то индустрий или городов, где ситуация в корне отличается от общего дефицита. Существуют регионы с формальной избыточностью, но это скорее мнимые показатели: в них, например, по причинам менталитета, часть трудоспособного населения может просто не выходить на рынок труда.

Если смотреть на 5-10 лет назад, какие прошлые прогнозы не сбылись, а какие подтвердились ?

— Наверное, основной прогноз — это снижение числа трудоспособного населения, которое уходит корнями в демографическую яму 90-х. Эксперты рынка труда сообщали о возможности такого сценария развития событий, и он действительно воплотился в реальность.

Что не сбылось? Предположения о вытеснении людей роботами и массовом сокращении специалистов рабочих профессий. Сегодня мы наблюдаем обратную ситуацию. Да, роботизация имеет место быть — без нее в текущих условиях производительность труда не поднять — но в сегменте рабочих профессий наблюдается острейший дефицит. По этой причине на рынке труда произошел значительный рост зарплат для квалифицированных рабочих. Например, водителям большегрузных автомобилей федеральные ритейлеры готовы платить несколько сотен тысяч рублей в месяц, а иначе встанет весь производственный процесс.

Еще из несбывшегося, просто потому что этого никто и не ожидал, — пандемия и взлет e-commerce вызвали спрос на профессии, которые не существовали 10 лет назад. Во-первых, это новые цифровые специальности: например, эксперты по цифровой трансформации, разработчики, интернет-маркетологи, data scientists и другие востребованные на рынке сотрудники. Во-вторых, представители рынка услуг. Многие преподаватели и репетиторы начали работать в онлайн-формате, дизайнеры, копирайтеры, юристы, бухгалтеры обратили внимание на возможности проектной занятости в гибком графике. Деятельность, которая предполагает как будто бы подработку, но в гиг-формате. Сейчас это в виде платформенной занятости оформляется законодательно. Ну и в третьих, одной из самых популярных профессий в России стали курьеры, которые работают на «последней миле» большого числа e-comm и сервисов доставки.

Насколько наличие “корочки” важно для работодателя сегодня?

— Очевидно, профильное образование играет и будет играть роль. Однако мнение, что можно получить профессию длиною в жизнь, уже становится заблуждением. В течение жизни придется осваивать новые навыки, в том числе не связанные с первым образованием. Впрочем, и сами работники к этому готовы. Согласно нашим опросам, порядка трети россиян хотели бы освоить новую специальность, уже имея опыт работы в другом направлении.

Компании реагируют на запрос аудитории. Сегодня работодатели все чаще интегрируются в образовательные процессы, предлагают соискателям возможности переобучения по востребованным специальностям. Мы видим активный рост таких предложений для кандидатов, готовых рассмотреть работу в наиболее дефицитных сферах. За год число вакансий с переобучением кратно выросло для водителей спецтехники, слесарей и автослесарей, сварщиков и других специалистов. 

Как меняется отношение работодателей к молодым специалистам? А сама молодежь готова работать много?

— С точки зрения работодателей, у молодежи есть важный бонус: у работников до 25 лет «цифра» вшита буквально на генетическом уровне. Они органично смотрятся в мире традиционных и «цифровых» профессий. Мой любимый пример: агроном — это уже не человек, который ходит в сапогах по полю. Сегодня этот специалист управляет дронами, работает с базами данных, использует инструменты автоматизации. Современный агроном — хороший пример высокооплачиваемой профессии на стыке высоких технологий и сельского хозяйства.

Способность быстро осваивать элементы цифровизации при наличии фундаментального образования в той или иной сфере — отличная база для того, чтобы «вырасти» в высокооплачиваемого и востребованного специалиста. На рынке труда растет спрос на профессии, находящиеся на стыке нескольких отраслей. Активно развивается сфера биотехнологий, появляются вакансии для операторов медицинских роботов или, например, медицинских маркетологов — специалистов, разбирающихся в медицине и продвижении брендов.

Сами молодые сотрудники рассматривают работу не только как способ получить деньги, но и как возможность самореализоваться. В этой ситуации у соискателей есть повышенные требования к тому, какие ценности транслирует компания, к бизнес-миссии. Кроме того, для молодежи важен баланс между работой и личной жизнью, поэтому они ценят возможность работы в гибких форматах.