Top.Mail.Ru
архив

Не тот "Маршал"

коррупция, Ростелеком, Георгий Сажинов
Бывший генеральный директор фонда Marshall Capital Partners (MCP), а ныне глава "Ростелекома" Александр Провоторов, юрист MCP Дмитрий Скуратов, а также бенефициар MCP Константин Малофеев были привлечены в качестве свидетелей по делу о мошенничестве с кредитом ВТБ. Обыски прошли в квартирах, а также в фонде MCP и в Лиге безопасного Интернета, председателем которой также является господин Малофеев. Следственный комитет допрашивал всех троих по делу пятилетней давности, но эксперты и игроки отрасли не связывают обыски с иском ВТБ.

Претензии к MCP возникли у банка в связи с кредитом на $225 млн, выданным ООО "Руссагропром" в 2007 г. для финансирования покупки у "Нутритека" молочных и агропромышленных предприятий. Банк заключил кредитное соглашение, но год спустя "Руссагропром" перестал обслуживать кредит. ВТБ добился в российских судах получения в собственность залогов по кредиту - "Руссагропрома" и ряда приобретенных им заводов, однако стоимость имущества, по оценке банка, составила лишь около $40 млн. В прошлом году банк обратился в Высокий суд Лондона. В иске ВТБ утверждал, что "Руссагропром" и владельцы "Нутритека" аффилированы и целенаправленно предоставили в банк недостоверную информацию о залогах. В августе 2011 г. британский суд вынес постановление о замораживании активов Малофеева, в том числе части принадлежащего бизнесмену 10-процентного пакета акций "Ростелекома" до решения по иску ВТБ. Однако в ноябре того же года суд отклонил этот иск, решив, что спор должен рассматриваться по российскому праву. В MCP говорят, что к "Руссагропрому" фонд никакого отношения не имеет, и все претензии в свой адрес считают беспочвенными.

Не стоит забывать еще об одном участнике этой истории - основателе и совладельце "Нутритека" Георгии Сажинове (на фото). Он и его команда, работавшая в компании фактически с момента основания (1990 г.), продолжали отвечать за оперативное управление "Нутритеком" и после 2005 г., когда контроль в его бизнесе выкупил MCP. В середине 1990-х Сажинов пришел на работу в Минсельхоз, где дослужился до кресла замминистра. Совпадение это или нет, но в конце 1990-х "Нутритек" стал получателем бюджетных средств в рамках государственной программы "Дети России", реализацией которой занимался среди прочих министерств и ведомств Минсельхоз. На один из заводов компании было поставлено оборудование стоимостью более $30 млн. По словам экономиста Никиты Кричевского, получается, что "Нутритек" более десяти лет безвозмездно использовал закупленное на бюджетные средства оборудование.

В 2004 г. господин Сажинов решил оставить госслужбу и вернуться в "Нутритек". Примечательно, что в эти же годы другим замминистра сельского хозяйства был Владимир Алгинин, основавший в 1997 г. "Руссагропром" вместе с выходцем из "Нутритека" Николаем Дьячковым. Они на двоих и выкупили молочные предприятия у "Нутритека". Вот только, кто чьим знакомством воспользовался и была ли "сделка с заинтересованностью"? Следствие продолжает это выяснять, но, во-первых, Алгинин и Сажинов хорошо знали друг друга, во-вторых, в "Руссагропроме" появился человек из "Нутритека". На прошлой неделе в СМИ прошла информация, что Георгий Сажинов привлечен в качестве свидетеля по уголовному делу о мошенничестве с кредитом ВТБ.

Проблемы у "Нутритека" начались в 2008 г. - компания допустила свой первый дефолт по кредитным нотам. После этого "Нутритек" объявил о масштабных кадровых перестановках. В компанию приходит новый гендиректор Джеймс Двайер (бывший гендиректор Danone в России и СНГ) со своей управленческой командой. У нового менеджмента появились подозрения о выводе из "Нутритека" средств в период 2005-2008 гг. Внутренний аудит, проведенный Ernst-and-Young, выявил исчезновение из компании более 3 млрд руб., а также факты фальсификации отчетности входящих в группу "Нутритек" структур, нарушения финансовой дисциплины и другие финансовые злоупотребления. В итоге, по договоренности между акционерами, в 2010 г. Сажинов вышел из всех проектов MCP, получив взамен назад акции "Нутритека" и оперативное управление этой компанией. Произошло размежевание между Малофеевым и Сажиновым.

В марте 2012 г. Арбитражный суд Москвы признал банкротом ОАО "Нутринвестхолдинг", головную компанию группы "Нутритек". Непогашенная задолженность превышает $250 млн. Начаты процедуры банкротства и в отношении других структур группы. Однако, как сообщал "Коммерсантъ", процедуру внешнего наблюдения контролировала структура, аффилированная с основателем и совладельцем "Нутритека" Георгием Сажиновым - ЗАО "Торговая компания "Детские и молочные продукты". Такое банкротство очень удобно и не исключено, что даже выгодно. Можно контролировать кредиторскую задолженность и распродажу имеющихся активов. Не для того ли это делается, чтобы Георгий Сажинов смог продолжить заниматься производством детского питания, но уже под другой вывеской?

До сих пор неясно, почему претензии ВТБ адресованы к MCP, а не к "Руссагропрому" или "Нутритеку". Период времени, в который "Нутритек" предоставлял финансовую информацию о молочных заводах "Руссагропрому", а тот, в свою очередь, банку "ВТБ" (2007 г.), и период, во время которого проверяющие из Ernst-and-Young обнаружили вывод из "Нутритека" финансовых средств (2005-2008 гг.), пересекаются. Из этого можно сделать вывод, что вопросы следует адресовать руководителям этих компаний. "Банк перед выдачей кредита должен был произвести всестороннюю оценку бизнеса заемщика и залоговых активов. Поэтому предположение, что продавец или тем более его совладелец должен отвечать по кредиту покупателя, мне видится достаточно спорным", - говорит адвокат Александр Раппопорт.

Следователям удалось задержать гендиректора "Руссагропрома" Евгению Кремневу, которую полиция ранее уже объявила в розыск по делу о хищении кредита ВТБ. Как говорится в материалах следствия, она "предоставила компании фиктивные сведения о фактическом финансовом состоянии молокозаводов, на основании которых та оценила их в 9 млрд 162 млн руб.". Именно этот отчет был представлен в ВТБ для получения положительного решения о выдаче кредита. По версии правоохранителей, все полученные у ВТБ деньги Евгения Кремнева и ее сообщники похитили.

В самом MCP заявляют, что его бывшие и действующие руководители не имеют никакого отношения к хищениям средств "дочки" ВТБ. О своей непричастности к хищениям заявил и господин Малофеев, по словам которого, обыски и претензии являются не чем иным, как средством давления на компанию и ее менеджмент. По мнению руководителя корпоративной практики "ФБК-Право" Александра Ермоленко, финансовые споры и уголовные дела, связанные с одной коммерческой структурой, нередко используют для решения более глобальных бизнес-задач.


Еще по теме