(Не)удача инвестора
Сказать про Уоррена Баффета, что он миллиардер и уважаемый инвестор, значит не сказать ничего. Потому что миллиардеров и уважаемых инвесторов не так уж и мало, а Уоррен Баффет - один.
Ежегодные собрания акционеров баффетовской Berkshire Hathaway Inc. иногда сравнивают с рок-фестивалями в Вудстоке - послушать самого удачливого инвестора всех времен и народов в Омаху съезжаются десятки тысяч людей. Чтобы занять места в зале, приходится вставать в четыре утра. Скучно не бывает. То там демонстрируют запись с Баффетом, играющим на укелеле и поющим что-то вроде "Когда лопнет NASDAQ, мы и глазом не моргнем, потому что Berkshire останется" (дело было в 2002 году, когда у Berkshire все было прекрасно, а в IT-отрасли - неважно). То, как 2 мая 2009-го, когда уже и у Berkshire положение было не из лучших, - записанную на видео сценку с Баффетом же в главной роли. Сюжет - на злобу дня. За то, что рейтинговое агентство Fitch лишило Berkshire благополучного рейтинга ААА, главу компании понизили до продавца в принадлежащем Berkshire мебельном салоне Nebraska Furniture Mart. Баффет старается всучить покупательнице роскошную модель "Уоррен", но той больше по душе "Нервная Нелли" - с отделением для хранения ценностей под матрасом.
Серьезный разговор на собрании длился более пяти часов. Одним из самых крупных промахов можно, наверное, считать покупку весной и летом 2008 года 65,5 млн акций нефтяной компании ConocoPhillips. Сделка состоялась на пике нефтяных цен, которые очень скоро обвалились, увлекая за собой и бумаги Conoco. Потери Berkshire на черном золоте в 2008 году составили почти $3 млрд. "Я никак не мог предположить резкого падения цен на энергоносители в последние полгода, - признал Баффет. - Я все еще считаю, что шансы у компании неплохие и что в дальнейшем нефть будет стоить гораздо дороже. Но это в будущем, а пока признаю, что допустил очень значительный промах".
Но самое неприятное - потери на деривативах. Уоррен Баффет всегда был их ярым противником. В 2002 году он предсказал, что деривативы разрушат всю мировую финансовую систему, а пять лет назад в споре с тогдашним главой ФРС США Аланом Гринспеном назвал их "финансовым оружием массового поражения". Но это не помешало Berkshire Hathaway аккумулировать деривативов на внушительные $67 млрд.
На собрании акционеров Уоррен Баффет заявил, что мнения своего не изменил, но деривативы в активах Berkshire в конце концов обернутся доходами. Так что? Получается, что Уоррен Баффет - вовсе не гуру, а продукт изощренного пиара? И правы недоброжелатели, утверждающие, что благополучие Berkshire Hathaway строится исключительно на имидже Баффета, а потому компании выгодно раздувать и поддерживать его репутацию. Вот и на последнем собрании акционеров им предлагались (и активно ими раскупались) игральные карты с портретами миллиардера и детские футболочки с надписью "Уоррен Баффет строит мое будущее".
Лучше всего общие настроения выразил некий страховой агент из Канзаса, придумавший аналогию с бейсболом: "У вас есть отличный питчер, у которого за 20 сезонов неудачным выдался лишь один. Неужели мы откажемся от него из-за этого?"
ДЕЛО ЖИЗНИ
Уоррен Баффет родился в 1930 году. Богачом он мечтал стать с детства. К 10 годам он знал, что делом его жизни станет зарабатывание денег. Значительно позднее, объясняя свое стремление заработать как можно больше, Баффет говорил: "Деньги могут сделать меня независимым".
Первый бизнес появился у него в 6 лет: будущий миллиардер продавал жевательную резинку соседским мальчишкам. В 13 Уоррен заполнил свою первую налоговую декларацию - он тогда работал разносчиком газет и отчитывался о доходах. Любопытно, что юный налогоплательщик не забыл отнести в счет налоговых вычетов $35, в которые ему обошлись необходимые для работы часы и велосипед. В 15 Баффет вместе с другом купил за $25 подержанный автомат для игры в пинбол и поставил его в парикмахерскую. Через несколько месяцев у них уже было три автомата в разных местах. К 20 годам Баффет накопил $9 800, за пять лет инвестиций превратившиеся в $100 000. Окончил Баффет Колумбийский университет и Университет Небраски, специализируясь на экономике.
Главный актив Уоррена Баффета, конечно, - инвестиционная компания Berkshire Hathaway, в которой ему принадлежит 40% акций. Бумаги этой возникшей в далеком 1839 году текстильной фирмы Баффет начал покупать еще в 1962-м. Кстати, в том самом году, когда он стал миллионером. Через три года предприниматель обладал уже достаточным пакетом, чтобы поставить во главе бизнеса своего CEO и взять компанию под полный контроль. Председателем правления Berkshire Уоррен Баффет стал в 1970 году. С 1967-го Berkshire Hathaway начала, кроме текстиля, заниматься страхованием и инвестициями. Последние "текстильные" операции были прекращены в 1985-м.
Стратегией новой Berkshire Hathaway стало долгосрочное инвестирование в недооцененные бумаги с хорошим потенциалом, а проще говоря, вложение средств в одни хорошие компании и прибылей - в другие. Еще одно правило - не брать кредитов и действовать в рамках "круга компетентности", то есть в тех секторах, в которых разбираешься. Сам Баффет, например, никогда не покупал акций IT-структур. И работает он с бумагами почти исключительно американских фирм ("иностранцев" он приобретал лишь дважды).
Вопрос о преемнике Уоррена Баффета поставил пару лет назад сам Уоррен Баффет, однако имя пока не названо. Впрочем, по большому счету, интриги тут нет: и так ясно, Berkshire без Баффета может быть успешной или неуспешной, но такой же, как при Баффете - стоящей особняком, притягивающей внимание - она быть не может. Потому что ни до конца понять причины триумфа Баффета в бизнесе, ни, тем более, повторить этот успех нельзя, а поиски его алгоритма сродни поискам святого Грааля - захватывающе, но бесперспективно.
ЧЕЛОВЕК ПРИВЫЧКИ
Если только Баффет не летит по делам на своем Gulfstream IV-SP за $10 млн, в котором, как он как-то сказал то ли в шутку, то ли всерьез, он хотел бы быть похороненным, то его дни очень много лет протекают одинаково. Поездка на машине (полторы мили, за рулем - сам) от скромного (с 5 спальнями) дома в центре Омахи, купленного еще в 1958 году за $31,5 тыс. и стоящего сейчас $700 000, до такого же неброского офиса. Ровно в 8.30 он садится за принадлежавший еще его отцу стол. Весь день Уоррена Баффета проходит в чтении деловых новостей. Особенно внимательно он изучает финансовые показатели тысяч компаний, акциями которых владеет Berkshire. В 17.30 миллиардер уезжает домой.
Как рассказывает он сам, при оценке перспективности инвестиций ни он, ни его заместитель Чарли Мангер не используют никаких изощренных математических формул и километровых таблиц. Все сводится к здравому смыслу, к простой философии. Как говорит Баффет, всякий раз надо просто понять, тот ли это случай, когда одна птица в руках лучше двух в кустах. И нет ли поблизости других кустов, где птичек больше? По словам бизнесмена, немало самых неудачных решений принимается по результатам сложнейших расчетов, а между тем "всем должно быть так ясно, что десятые доли процента на самом деле ничего не решают".
Баффет не скрывает, что является человеком привычки, причем не только в работе. "Я люблю есть одно и то же, например, сэндвич с ветчиной могу есть 50 дней подряд", - заявляет он. Любимые блюда - шоколадное мороженое, гамбургеры и вишневая кола.
Что еще? Рассказывают, что в доме своего лучшего друга Кея Грэхэма, бывшего издателя The Washington Post, Баффет не замечал картину Пикассо, пока ему не показали полотно и не сказали, что оно принадлежит кисти знаменитого испанца. Из гуманитарных наук Баффета интересует лишь философия, причем, как и все в его жизни, с точки зрения бизнеса. Его статьи с размышлениями растаскивают на цитаты, а выступлений ждут с огромным интересом и нетерпением.
Уоррен Баффет старается никогда не думать о неприятных вещах и сравнивает свою память с… ванной, как водой, наполненной мыслями, идеями и интересными делами. Когда информация становится ненужной, он... просто открывает слив.
Баффет не курит и не пьет, но зато страстно любит бридж. Каждый вечер (если проводит его дома) он перекидывается картишками или он-лайн, или со своим регулярным игровым партнером и давней приятельницей, двукратной чемпионкой мира по бриджу Шарон Осберг. В 1993 году они даже выступили в смешанных парах на чемпионате мира по бриджу и неожиданно пробились в финал. Это был дебют Баффета на серьезном турнире. Увидев, в каком напряжении находятся игроки, он снялся с соревнований и не стал участвовать в финале.
Кстати, играть в бридж - единственное, что Баффет умеет делать на компьютере. На работе у него ПК нет (как и сотового телефона). Это особенно забавно, если учесть, что его лучший друг и, можно сказать, второе "я" - Билл Гейтс. Они познакомились в 1991 году и, несмотря на разницу в возрасте, сразу стали друзьями. Наверное, поэтому никто не удивился, когда в 2006 году Баффет заявил, что 85% своего состояния передаст на благотворительные программы, а 80% этих средств - в фонд Bill & Melinda Gates Foundation. Детям (их у него трое) оставлять деньги Уоррен Баффет не собирался никогда. Он и сам, когда в 1964 году умирал его отец, настоял на исключении своего имени из завещания, считая, что и сможет заработать.
Он и заработал. Только сейчас (не то, что в детстве) считает, что это не самое главное в жизни. "Если вы дожили до моих лет и никто о вас хорошо не думает, - говорит Уоррен Баффет, - то мне абсолютно все равно, сколько нулей на вашем банковском счету. Ваша жизнь не удалась".