Не в том месте, не в то время
Его теоретические разработки в области физики до сих пор являются предметом споров среди профессионалов. Его звали Роберто Бартини, или Красный Барон. Это был аристократ по происхождению, коммунист по убеждениям, талантливый авиаконструктор и одаренный ученый, оказавшийся в Стране Советов совсем не к месту и не ко времени.
Роберто Людвигович Бартини (полное имя Роберто Орос ди Бартини) родился 14 мая 1897 г. в Фиуме, на территории Австро-Венгерской империи (теперь это город Риека в Хорватии). Несмотря на то, что воспитывался мальчик в семье вице-губернатора Фиуме Лодовико Бартини, от которого и унаследовал титул барона, история его рождения весьма туманна. Его взяли на воспитание в трехлетнем возрасте из семьи садовника, которая, по некоторым сведениям, была ему тоже не родной. Существует версия, что Роберто на самом деле подкинула садовнику некая молодая дворянка, крутившая роман с тем самым вице-губернатором.
В 1916 г. молодой Бартини, окончив офицерскую школу, отправился на фронт, где был взят в плен русскими войсками во время знаменитого Брусиловского прорыва. В лагере для военнопленных под Хабаровском, где итальянец томился до 1920 г., он и приобщился к идеям марксизма-ленинизма. Вернувшись в семью, к тому времени осевшую в Риме, Бартини не прельстился привилегиями, которые давали ему титул и высокий пост отца, и устроился разнорабочим на автозавод Isotta-Fraschini. Параллельно Роберто за два года сдал экстерном экзамены за весь курс обучения на авиационном отделении Миланского политехнического института, получив диплом авиационного инженера. В 1921 г. окончил еще и летную школу в Риме, став пилотом. Тогда же он вступил в Итальянскую коммунистическую партию и гордо отказался от наследства - что-то около $10 млн. того времени.
Мой адрес - Советский Союз
Когда в 1922 г. в Италии произошел фашистский переворот, Роберто Бартини нелегально перебрался в СССР. На новой родине он сначала работал лаборантом на научно-опытном аэродроме ВВС в Москве, а к 1928 г. стал руководителем экспериментальной группы по проектированию гидросамолетов в Севастополе, дослужившись до звания генерал-майора. Однако вскоре он снова оказался в столице, в составе Научно-технического комитета ВВС.
Первая оригинальная разработка Бартини - проект 40-тонного морского бомбардировщика МТБ-2 с весьма оригинальной компоновкой двигателей и пропеллеров, вынесенных вперед на удлиненных валах для улучшения аэродинамики, - относится к 1929 г. В дальнейшем в результате еще нескольких карьерных перемещений Бартини в конце концов присоединился к ОПО-3
(Опытный отдел-3), ведущей по тем временам организации, занимавшейся самолетами для морской авиации. Там-то Бартини и познакомился с Сергеем Королевым и Семеном Лавочкиным, только начинавшими карьеру в авиастроении, и уже признанным мэтром этого дела Дмитрием Григоровичем (после ареста Григоровича Бартини было предложено возглавить отдел). Под его руководством здесь были созданы разведывательные летающие лодки МБР-2, МДР-3, МК-1. МБР-2 строились серийно и верой и правдой служили в частях флота до конца Второй мировой.
Это, впрочем, не помогло итальянцу удержаться в должности, с которой он вылетел в 1930 г., после того как публично заявил, написав докладную записку в ЦК ВКП(б), что считает коллективизацию бессмысленным делом. За Бартини вступились тогда военачальники Михаил Тухачевский и Яков Алкснис, и он возглавил конструкторский отдел в СНИИ гражданского воздушного флота. Хотя военные самолеты являлись для этой организации, как теперь сказали бы, непрофильным делом, Роберто Бартини позволили заняться разработкой экспериментального истребителя "Сталь-6", на котором в 1933 г. был установлен мировой рекорд скорости в 420 км/ч (лучшие машины того времени показывали лишь 280 км/ч). Для полярной авиации Бартини построил опытный образец дальнего разведчика, способного садиться на лед и на воду, с очень коротким разбегом и пробегом, однако в стране тогда не нашлось должного оборудования для массового производства таких машин. Осенью 1935 г. был представлен пассажирский самолет "Сталь-7" на 12 пассажиров, его отличала весьма неординарная для того времени форма крыла "обратная чайка". Самолет экспонировался СССР на международной выставке в Париже в 1936 г., показал дальность полета в 5000 км и установил мировой рекорд скорости среди летательных аппаратов своего класса. На базе "Сталь-7" позднее был создан и выпускался серийно бомбардировщик ДБ-240 (Ер-2), бомбивший Берлин в августе 1941 г. Правда, закончена эта работа была уже под руководством авиаконструктора Владимира Ермолаева.
Родина слышит
В 1937 г. дружба с Михаилом Тухачевским обернулась для Роберто Бартини арестом. Его обвинили в пособничестве врагу народа и, как это ни парадоксально, в шпионаже в пользу фашистского режима Италии, от которого он пятнадцатью годами ранее бежал. Будучи приговорен к десяти годам тюрьмы, Бартини продолжал работать. Сначала в ЦКБ-29 НКВД под руководством Андрея Туполева он принимает активное участие в создании бомбардировщика Ту-2, а позже, уже под началом Дмитрия Томашевича, занимается проектом сверхзвукового истребителя со стреловидным крылом на реактивной тяге. Проектировавшуюся в 1941 г. машину Р предполагалось выполнить по схеме "летающее крыло", а Р-114, работы над которой велись в 1942 г., должна была иметь четыре реактивных двигателя и развивать скорость вдвое выше скорости звука. С 1943 г. Бартини занимался проектами транспортных самолетов. В 1945 г. он предложил самолет с двухэтажным герметизированным корпусом, в том же году появился проект легкого транспортника с дизельными двигателями (редчайший случай в истории авиации), а чуть позже - самолет Т-117, способный перевозить танки и другую тяжелую технику. Постройку Т-117 начали в 1946 г. на авиазаводе в Таганроге и прекратили в 1948 г., так как используемые в самолете двигатели срочно понадобились для советского ответа американским "летающим крепостям" В-29 - бомбардировщика Ту-4.
Идеи из этих и некоторых других проектов нашли свое воплощение в транспортной авиации уже в самолетах ОКБ Олега Антонова. В 1948 г. Бартини вышел из заключения и пришел работать в конструкторское бюро Георгия Бериева. Среди его разработок того времени выделяется проект небывалого самолета, на котором планировалось без посадки обогнуть земной шар от Москвы через оба полюса и обратно. Дальность полета составила бы при этом 40 000 км.
Потом в жизни Роберто Бартини была работа в Сибирском научно-исследовательском институте авиации (Новосибирск), где он представил проект сверхзвуковой "летающей лодки". Идея была столь фантастична, что лишь личное вмешательство Сергея Королева дало возможность провести испытания модели такого самолета, показавшие реальность заявленных технических характеристик.
В 1956 г. Роберто Бартини реабилитировали, и конструктор перебрался поближе к столице, в Люберцы. Там он руководил конструкторским бюро и проектировал стратегические сверхзвуковые бомбардировщики, в которых, помимо летных характеристик, немало внимания уделял оснащению их сверхсовременным для того времени радиоэлектронным оборудованием. Полет мысли был столь высок, что в 1961 г. конструктор представил проект сверхзвукового дальнего разведчика с атомной (!) силовой установкой. К концу 1960-х Бартини занимался проектами в области сверхзвуковой гражданской авиации, но главным делом для него было создание огромного, весом до 2500 тонн, самолета-амфибии с вертикальным взлетом и посадкой. При помощи такого самолета планировалось достигать любой самой труднодоступной точки Земли. Исследования так называемого экранного эффекта (резкое увеличение подъемной силы крыла вблизи ровных поверхностей) доказали реалистичность подобного замысла. В результате на заводе в Таганроге в 1972 г. было построено два самолета ВВА-14, представленные как противолодочные. К сожалению, смерть конструктора в 1974 г. остановила работы в этом направлении. Один из аппаратов переоборудовали в экраноплан (см. справку), и его в весьма плачевном состоянии можно видеть сегодня в Центральном музее ВВС в Монино.
Обогнавший время
Его проекты обгоняли время на десятки лет, технические решения из этих проектов нашли свои воплощения в работах других конструкторов много позже. Самолеты Бартини выглядели столь фантастично, что вызывали обоснованное недоверие, однако испытания демонстрировали их реалистичность. Современники отмечали, что конструктор обладал феноменальным проникновением в "бытие" создаваемого изделия, буквально перевоплощался во взаимодействие воздушной среды с конструкцией задумываемого летательного аппарата. Его отличала нестандартность мышления, часто не понятная окружающим, но приводившая к решению нерешаемых, казалось бы, задач.
Роберто Бартини не только проектировал летательные аппараты. В теоретической физике ему принадлежит концепция шестимерного мироустройства, где по три измерения приходится на пространство и время. Любопытно, что общеизвестные физические константы, найденные опытным путем, совпадают с вычисленными, согласно теории Роберто Бартини. Он же предложил периодическую таблицу законов в физике (по аналогии с Периодической таблицей элементов Менделеева). Согласно таблице Бартини, фундаментальные законы сохранения располагаются по ее диагонали, и предполагается наличие других, пока не открытых. Сторонники теории Бартини приписывают ему открытие закона сохранения мобильности, что, по их мнению, является не меньшим вкладом в науку, чем труды Исаака Ньютона и Иоганна Кеплера. Теория Бартини официально не признана и является предметом споров в научных кругах и объектом критики со стороны приверженцев традиционной физики.
По слухам, прообразом Воланда в романе Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" стал как раз Роберто Бартини, с которым писатель был дружен.
Летающее морское судно
Экраноплан - аппарат, летящий на относительно небольшой высоте над ровной поверхностью за счет экранного эффекта. По международной классификации, относится к морским судам. Достоинства экранопланов - высокая скорость, большая грузоподъемность, амфибийные свойства, надежность и безопасность полета. В военном применении важна также малозаметность на экране радара. Недостатками таких аппаратов являются плохая маневренность, сложность в управлении, невозможность применения в гористой местности и большой расход топлива, связанный с необходимостью использования более мощных по сравнению с самолетами двигателей.
В Советском Союзе основные работы по экранопланам велись в конструкторском бюро под руководством Ростислава Алексеева. Первый полет отечественного экраноплана СМ-1 был осуществлен 22 июля 1961 г. В 1962 г. приняли государственную программу, предполагавшую разработку новых экранопланов, создание боевых экранопланов, а также строительство полноразмерного экспериментального экраноплана КМ. К 1965 г. КМ (также известный, как "Каспийский монстр") был построен и проходил испытания близ города Каспийска. В 1972 г. был построен первый военный экраноплан "Орленок" для переброски морских десантов до 1500 км, следом за ним выпустили еще три. Особенность этого экраноплана - способность подниматься в "самолетном" режиме на высоту до 2000 м. До середины 1980-х все машины входили в состав ВМФ СССР, затем работы были свернуты. С 2007 г. наиболее сохранившийся экземпляр "Орленка" является частью экспозиции музея ВМФ в Тушино в Москве. В 1987 г. первый полет совершил ударный экраноплан-ракетоносец "Лунь", предназначенный для борьбы с авианосцами. К 1990 г. его испытания были завершены, но распад СССР поставил крест и на этом проекте. Есть сведения по нескольким проектам экранопланов из разных стран. В России имеется готовый к производству грузопассажирский Бе-2500, КБ "Сухой" в 2000 г. продемонстрировало свою новую разработку - небольшой экранолет (экранолет отличается от экраноплана тем, что может длительное время функционировать в режиме самолета. Любой экранолет автоматически является экранопланом, но не наоборот; в данном случае слово употреблено, чтобы подчеркнуть дополнительные возможности аппарата) С-90. В США Boeing разрабатывает проект Pelican - экраноплан грузоподъемностью 1400 тонн и дальностью полета в 16 000 км. Что-то, раз в пятнадцать меньшее, пытаются сделать в Южной Корее, на основе старых советских наработок в этой области экспериментируют и в Китае.
Еще по теме
Банк "Уралсиб" разместил пятилетние облигации серии 05 объемом 7 млрд руб. Размещение, организатором которого выступило ООО "Уралсиб Кэпитал", проходило в котировальном списке "В", в дальнейшем планируется перевод займа в список "А1". Кредитные рейтинги эмитента: "BB-", "B1", "BB-".