Top.Mail.Ru
архив

Не забудьте выключить телевизор

"Туда ехали - гнались, обратно едут - гонятся. Какая у людей интересная жизнь!" Из фильма "Не бойся, я с тобой!"

После затяжной подготовки медийные короли вступили в открытую информационную войну. Борис Березовский, президентская семья и администрация, с одной стороны, и Владимир Гусинский, представляющий интересы Юрия Лужкова, - с другой, намерены, согласно их заявлениям, идти "до конца". До какого конца - стороны не разъясняют.

Ответ на этот вопрос имеет ключевое значение для понимания природы и последствий информационной войны. Предыдущие пропагандистские кампании проводились представителями финансово-промышленных групп, имеющих приблизительно одинаковые финансовые ресурсы и принципы сосуществования с властью. И "ЛогоВАЗ-Сибнефть", и ОНЭКСИМ, и "Мост" были реальными авторами информационных войн. Цели их были примерно схожи: устранение неугодных чиновников, представлявших интересы конкурентов, либо лоббирование своих людей. В конечном же счете борьба шла за доступ к государственному пирогу, будь то дешевые бюджетные ресурсы или внешнеторговые преференции. Проще говоря, за деньги..

В новой войне материальные интересы сторон имеют второстепенное значение. Конечно, и Березовский, и Гусинский не прочь получить какой-нибудь льготный кредит или по ходу назначить своего человека на финансовые потоки крупной государственной корпорации. Но это по возможности. Главная же задача носит куда более глобальный характер - захват власти.

Иной масштаб задач продиктован не только и не столько остротой момента (впереди парламентские и президентские выборы). За спиной каждого из активных фигурантов новой информационной войны стоят сформированные финансово-политические кланы, интересы которых выходят далеко за рамки банального доступа к дешевым государственным ресурсам. Борьбу ведут Кремль и московская группа, а не Березовский и Гусинский. Речь по сути идет о том, кто в ближайшие годы будет определять российскую экономическую политику.

Нынешнее состояние и положение каждой из сторон определяют ее запросы и требования. Для президентской семьи необходимо сохранение статус-кво, позволяющее и дальше извлекать максимальную ренту из своего исключительного положения. Московская же группа, явно выросшая из столичных штанишек (или кепки), хочет передела.

Для решения таких глобальных задач методы информационной войны не подходят. В отличие от 1997 года, когда Гусинский и Березовский победили так называемых молодых реформаторов, только публикаций компромата или создания негативного имиджа явно недостаточно. Чтобы убрать Березовского, надо убрать президентскую семью. Чтобы убрать семью, надо убрать президента. Этот тезис равно относится и к их противникам. Чтобы покончить с "Медиа-Мостом", надо покончить с Лужковым. Добиться этого с помощью новостей и опубликования кредиторских выкладок фактически невозможно.

В этом главное отличие новой войны. Информационные технологии носят лишь вспомогательный характер, прикрывая реальные действия противоборствующих сторон. Президентская администрация использует ФСБ, налоговую полицию и государственные банки. В ответ "Медиа-Мост" грозит кросс-дефолтом по ценным бумагам Минфина и всячески способствует деятельности опального генерального прокурора Скуратова. И это только видимая часть айсберга. Вместо пищалей и арбалетов стороны применяют теперь пушки и самолеты.

Борясь друг с другом, противники все больше разрушают основу системы государства согласований - негласные нормы и правила. "Правовое поле", о котором так любят поговорить Ельцин, Лужков, Березовский и Гусинский, изрыто окопами и траншеями.

Но чем более ожесточенной становится схватка за власть, тем менее интересной она становится для рядового российского гражданина. Несмотря на все отличия, кремлевский и московский кланы имеют одно общее. Все они выросли из советской системы, питаясь бесплатными государственными деньгами и неспособны решить экономические проблемы, стоящие перед страной. Политическая элита уже научила россиян жить без государства. Теперь она учит их жить без телевизора.

Еще по теме