Небольшая греческая свадьба
Его звали Насос. С ударением на первый слог. Но больше подошло бы ему что-нибудь вроде Плаксос: уж больно горько жаловался пелопоннесский таксист на трудную жизнь в стране. Привыкшим считать, что в Греции все есть, рассказы о трудностях бытия в благословенном климате на берегах волшебных морей могут показаться чем-то вроде греческих легенд и мифов: "На жалость бьет, чаевые вымогает побольше". Но ситуация и впрямь сложилась суровая.
Только по официальной греческой статистике, к концу апреля 2013 г. количество безработных выросло до 1,381 млн, что составляет 27,6% от общей численности трудоспособного населения страны. Месяцем ранее доля безработных не превышала 27%, а вот в мае 2008 г. безработных в Греции было более чем на миллион меньше - 357 000 человек. На островах, где и концентрируется поток туристов, положение лучше: например, на Эгейских островах не занято 22,2% трудоспособных, но, понятно, что занятость там в большей степени сезонная. "С апреля до октября еще ничего, - рассказывает Насос. - А зимой, бывает, катаешься по 15-17 часов и зарабатываешь 7-10, хорошо, если 15 евро".
Знаменитые греческие таверны даже в высокий сезон не бывают теперь заполнены до отказа, а размер среднего чека снизился раза в два, так что владельцы заведений рады даже заказу поллитра дешевейшего (и не всегда ужасного) домашнего вина. Истончился донельзя поток клиентов у автопрокатных фирм, у частников, предлагающих развлечения на воде, у турфирм, организующих местные экскурсии. В Олимпии, например, жизнь содержателей таверн, владельцев сувенирных мастерских и ювелирных лавок, таксистов, то есть всего населения города, подчинена графику прибытия экскурсионных автобусов и поездов - все знают расписание наизусть. И снова и снова сокрушаются: "Business is bad".
Еще одно, раньше совсем не характерное для Греции - на все приобретенное и съеденное дают чек: тяжелая рука греческих налоговиков, кажется, добралась и до самых дальних закоулков страны.
Власти Греции продолжают получать транши от ЕС, экономить и искать деньги (на днях приватизировали даже лотерейную госкомпанию), а также сворачивать инвестиции и меры социальной поддержки населения. До конца 2014 г. планируется сократить около 15 000 государственных и муниципальных служащих. Так что в Греции ждут новых волнений. И - возвращения драхмы. Где-то осенью, с воодушевлением сказал таксист Насос.
Один из источников денег для госбюджета - распродажа недвижимости, означающая дополнительные налоговые поступления в казну. Греческая недвижимость дешевеет, и с этой точки зрения привлекательна. По данным экспертов, с начала финансового кризиса виллы на греческих островах подешевели на 45%. Впрочем, в продажу поступают и сами острова. Не так давно шуму наделала покупка трех островов Онассисов Дмитрием Рыболовлевым. Но наибольшим спросом пользуются объекты поскромнее, в среднем за 100 000 евро за квартиру и 130 000 - 300 000 евро за коттедж преимущественно в таких местах, как Халкидики, Крит, Родос, Корфу, Закинф. Однако не совсем ясно, что с рынком и можно ли будет в обозримой перспективе выгодно продать приобретенное или сдать в аренду. Рынок аренды тоже ведь идет вниз: в I квартале 2013 г. стоимость аренды в Греции упала в среднем на 14-15% по сравнению с тем же периодом 2012 г.
Бросаются в глаза и перемены в нематериальных активах: греки ходят с хмурыми лицами. До нашей северной угрюмости им, конечно, еще далеко, но былой жизнерадостности и расслабленности стало куда меньше. Даже греческая свадьба в самой глубинке Пелопоннеса может оказаться совсем не "большой греческой свадьбой", а вовсе наоборот - мероприятием, скромным по оформлению и довольно быстро свернувшимся.
Без изменений в Греции, пожалуй, только море и солнце. Из-за неспокойной ситуации в Египте туристические потоки перенаправились в Турцию, Марокко, Тунис. Греции от такой смены ориентации перепадает не так много: она дороже, да и визовые требования строже. Но все равно, запоздав с бронированием отеля, знакомая владелица специализирующейся на Греции московской турфирмы вынуждена была удовлетвориться Болгарией: хороших мест на греческом направлении не осталось.
Заманчивая Эллада
Греческие церкви удивительно просты и одновременно красивы. И мало где еще найдешь храмы Господни, так естественно вписанные в окружающую мирскую среду. Бело-синяя гамма, скругленные линии при полном отсутствии помпезности и претензий на величие. В эти церкви можно приходить с непокрытой головой. А на церемонию венчания (на фото - подготовка к празднику) гостьи прибывают на высоченных каблуках и даже с открытой спиной.
С моря одна из трех улиц городка Катаколо на Пелопоннесе выглядет типично: длинный ряд таверн и сувенирных лавок вдоль набережной. Посадочных мест - несколько сотен, примерно вдвое больше, чем жителей городка. Заполняемость, если на глазок, процентов десять. Чуть больше разве что в оккупированном местной молодежью кафе-мороженом с бесплатным Wi-Fi.
Что осталось в Греции неизменным, так это солнце и море - чистое, супертеплое и ласковое даже тогда, когда вдруг налетает ветер и начинаются волны. Честно сказать, всегда супертеплое море в Греции не везде, жалобы есть в этом отношении на острова Кос и Наксос. Но на самом деле, как и везде и всегда, просто места надо знать.
Еще по теме
Россияне довольны своим жильем, но мечтают о большем и не надеются на государство
Несмотря на падение трех спутников, российская навигационная система готова к экспансии в Европу, где она составит конкуренцию американской GPS.
По сравнению с конкурентами мюнхенский концерн теряет почву под ногами. Теперь у технологического гиганта появился новый глава. По каким направлениям и как Джо Кезер должен сменить курс, чтобы вернуть глобальному игроку его былую силу?
84-летний Вильгельм Ханкель был руководителем отдела финансов и кредитования Министерства экономики ФРГ, затем преподавал в нескольких университетах. Он неоднократно подавал иски в Федеральный конституционный суд, последний иск - против пакета мер по спасению евро и покупки Европейским центробанком государственных займов. Придерживающийся спорных точек зрения экономист требует возвратить немецкую марку, не отказываясь при этом от евро.