Небритое лицо России
В России началась новая серия старой мыльной оперы. Каждую осень сериал с участием "звезд" идет по всем телевизионным каналам. Сценарий его всем известен, рейтинг из года в год падает, однако сериал не теряет привлекательности для его участников. Продюсеры и режиссеры мыльной оперы под названием "Принятие федерального бюджета" получают хорошую рекламу и осваивают большую смету. Им не до рейтингов.
Вот и на этот раз главные действующие лица - правительственные чиновники и депутаты - играют прежние роли. Первые предлагают, по их словам, "жесткий и реалистичный бюджет", в котором нет недостатков. Вторые, как обычно, недовольны проектом, считая его "нереальным и антинародным".
За шесть предыдущих лет содержание сериала перестало интересовать зрителей, а сам бюджет стал документом, интересным скорее с познавательной точки зрения. Бюджеты 1992 - 1998 годов рассказывали о чем угодно: о новых налогах и дотационных выплатах, об уровне инфляции и планируемом росте производства, но только не о том, что происходило в российской экономике на самом деле. В идеале бюджет должен информировать субъектов экономики о степени участия государства в экономической жизни, или, иными словами, о том, какие средства государство намерено перераспределять с помощью своей налоговой и расходной политики. Но в жизни этого не происходило. Налоги не собирались, расходы не финансировались, бюджет не выполнялся.
Долгое время такая ситуация всех устраивала. Правительство компенсировало потерянные доходы за счет естественных монополий, тарифы которых стали своеобразной заменой существующих налогов, а также с помощью заимствований на внешнем и внутреннем рынке. Депутаты оставались довольны, потому что плохой бюджет всегда можно скорректировать в нужную для себя сторону.
Финансовый кризис испортил эту благостную картину. Сценарий пришлось менять. В кризисных условиях депутаты и чиновники на скорую руку слепили бюджет-99, который тогдашний министр финансов Михаил Задорнов назвал "самым реалистичным и жестким из всех бюджетов, которые у нас были". Этот бюджет действительно сильно отличался от своих предшественников. Государство на время признало реальность и вписало в бюджет расходы, а также доходы, которые оно могло собрать и потратить. Депутаты, напуганные призраком голодных бунтов и очарованные баритоном Примакова, с этим согласились.
Полгода спустя уже новое правительство попыталось повторить этот эксперимент. Но времена изменились. Депутаты расслабились и перед выборами вспомнили о своих скромных запросах. Благо на этот раз у народных избранников появились влиятельные союзники в регионах. Пытаясь создать реальный бюджет, федеральный центр перераспределил доходы в свою пользу. Новая схема распределения НДС и акцизов лишает регионы, на которых лежит большая часть социальных расходов, значительных финансовых средств.
Однако действия правительства абсолютно логичны. В проекте бюджета 2000 года главная расходная статья - выплаты по внешнему долгу, на которые приходится 27 процентов расходов. По оригинальному графику платежей в следующем году Россия должна выплатить $17 млрд. При бюджете, расходы которого едва переваливают за $20 млрд, заплатить такую сумму просто невозможно. Но, даже договорившись об отсрочке с Лондонским и Парижским клубами кредиторов и убедив МВФ и Всемирный банк снова рефинансировать российскую задолженность, правительство все равно вынуждено платить по своим долгам чуть меньше трети бюджета. Отказаться от платежей - значит обречь себя на международную изоляцию и судебные иски со стороны западных инвесторов.
Мало того, резко возросла вторая статья расходов - на оборону и национальную безопасность. Когда под боком мятежная Чечня, война с которой может начаться в любой момент, рост расходов на силовые ведомства практически неизбежен. Однако и внешний долг, и оборона являются зоной ответственности федерального правительства. Следовательно, вне зависимости от пожеланий губернаторов и депутатов расходы на сельское хозяйство, здравоохранение, образование и другие социальные статьи придется сокращать.
Менять же всю структуру бюджета не позволяет Международный валютный фонд, который пристально следит за профицитом бюджета. После истеричного скандала вокруг счетов Bank of New York и денег президентской семьи отношения с мировым финансовым сообществом сильно испорчены. Новые проблемы (на этот раз из-за бюджета) кабинету министров совсем не нужны.
При таком раскладе шансы на то, что бюджет пройдет Думу, ничтожны. Заинтересованные стороны вытащили старые сценарии, припоминая забытые тексты ролей. Правительство уже продекларировало, что ни за что не откажется от параметров "жесткого, но реалистичного бюджета". Депутаты и губернаторы тоже приняли боевую стойку, заявив, что не пропустят "антинародный и нереальный законопроект". Бюджет и вправду отвратительный. Только предъявлять к нему претензии - все равно что ругаться на зеркало, увидев в нем свое небритое лицо после вчерашнего запоя. Иного бюджета у страны-должника, которая находится в состоянии войны, быть не может.