Недостижимый идеал
Унификация производственных и сервисных технологий, оборудования и инфраструктуры дает ощутимую финансовую выгоду. Тем не менее провести окончательную унификацию не удавалось еще никому. Как правило, компании находят промежуточные варианты между единством и разнородностью производственных стандартов.
Примерно два года назад компания «Аэрофлот» затеяла реорганизацию своего авиапарка, чтобы к 2005 году сократить число эксплуатируемых моделей самолетов с восьми до четырех. Крупнейший российский авиаперевозчик решил избавиться от среднемагистральных Ту-154, Ил-86 и Вoeing 737, а также дальнемагистральных Аirbus 310 и Вoeing 777. По словам начальника службы планирования «Аэрофлота» Сергея Колтовича, цель реорганизации – сосредоточить на каждом магистральном направлении самолеты одной модели. Короткие перелеты продолжат выполнять Ту-134, средние возьмут на себя Аirbus 320, дальние – Вoeing 767, а дальние чартерные – Ил-96. В прошлом году компания подписала соглашение о лизинге девяти боингов и восемнадцати аэробусов. В этом году должно быть подписано соглашение о лизинге нескольких Ил-96.
Говоря об унификации самолетного парка, Сергей Колтович не может сдержать эмоций: «Это будет великолепно, положительный экономический эффект составит порядка $90 млн – $100 млн в год». Основная часть этой суммы, по его словам, сложится за счет экономии на техническом обслуживании (порядка $25 млн) и эффекта от сокращения числа простаивающих запасных самолетов (с четырех до двух).
Одна марка – это мало
Эффект любой унификации в промышленности и в сфере услуг (авиация служит здесь лишь одним из характерных примеров) складывается из экономии на разработке, закупке и внедрении оборудования или технологий и сокращения расходов на их обслуживание и поддержку. Тем не менее унификация никогда не бывает полной. Тот же «Аэрофлот» оставляет у себя четыре, а не одну модель самолетов. Основная причина диверсификации – невозможность успешно решить все стоящие перед компанией задачи посредством оборудования одного типа.
«Полная унификация оборудования судна нам невыгодна, – говорит Александр Соколов, главный инженер крупнейшего российского пароходства «Совкомфлот». – Какие-то детали получаются лучше у одних производителей, какие-то – у других. Например, корейская корпорация Hyundai строит для нас танкеры и готова устанавливать на них собственную силовую систему и судовую автоматику. Мы же предпочитаем брать у Hyundai только главный двигатель, а остальные системы – у норвежской компании NorControl».
По мнению Татьяны Матюшиной, заместителя гендиректора консультационной компании «Маркет», главным препятствием на пути полной унификации оборудования, производственных процессов и в конечном счете ассортимента продукции и услуг является разнообразие запросов потребителей. Впрочем, на потребительских рынках есть компании, которые стремятся к унификации используемых технологий – достаточно вспомнить компании McDonald’s или IKEA.
Но большинству компаний приходится занимать положение между молотом и наковальней. «Мы стараемся как можно последовательнее унифицировать оборудование и технологии, – заявил «Ко» гендиректор Ирбитского мотоциклетного завода Владимир Юдин. – Но мы не можем покупать станки лишь одной марки. Просто никто не производит весь спектр оборудования для машиностроительного завода».
Второй эшелон
Далеко не всегда диверсификация объясняется четкой маркетинговой стратегией. Ведущий специалист компании «Консалтинг-центр» Анастасия Куликова называет три причины отсутствия унификации – это, так сказать, причины «второго эшелона».
Первая связана с историей развития компании. Фирма растет, и новое оборудование покупается для новых участков работ. Например, компания – продавец кондиционеров постепенно обрастает контрактами по техническому обслуживанию систем от совершенно разных поставщиков.
Вторая причина – стремление менеджеров отечественных компаний «закрыть» весь рынок за счет максимально широкого предложения. Высокие расходы на содержание большого набора производственного оборудования при этом отходят на второй план.
Причина третья – внешние ограничения. К примеру, торговые сети вынуждены адаптироваться под найденные помещения. Они почти никогда не бывают стандартными, соответственно оборудование и технологии также не могут быть подогнаны под единый стандарт. Проблемы с помещениями возникают не только у магазинов. Однажды крупная московская кондитерская фабрика закупила импортную линию по выпуску конфет, но найденное под нее помещение оказалось слишком маленьким. После недолгих размышлений руководство компании решило укоротить линию – от нее отделили участок упаковки. В результате покупатели довольно долго удивлялись криво наклеенным этикеткам и неправильно сложенным коробочкам.
Технический директор «Открытых технологий» (системная интеграция) Дмитрий Северов указал и на четвертое препятствие на пути унификации – ситуацию, когда производители оборудования настаивают, чтобы компания-интегратор предлагала клиентам новейшее оборудование, хотя во многих случаях можно было бы установить и не самую современную технику. Такой подход производителей, по словам Северова, очень мешает работе банков и компаний фиксированной телефонной связи, где в первую очередь важна полная совместимость оборудования.
Преимущества различий
В ближайшем будущем различия между российскими компаниями, делающими ставку на унификацию, с одной стороны, и диверсификацию – с другой, еще больше возрастут. «Унификация важна для больших компаний, – говорит Анастасия Куликова. – Два года назад в России началось создание холдинговых структур, и пока этот процесс только усиливается. Нарастают и усилия холдингов по унификации всех производственных процессов и систем управления».
Для небольших компаний успешная унификация равносильна поддержанию конкурентоспособности. Тот же Ирбитский мотоциклетный завод старается стандартизировать программное обеспечение от этапа разработки новой детали до ее выпуска на станке с ЧПУ. Это позволит ускорить и удешевить модернизацию модельного ряда.
В то же время, как отмечает Татьяна Матюшина из компании «Маркет», унифицирующая подгонка производимой продукции под изделия других фирм на массовых рынках «размывает» брэнд в глазах потребителей. Соответственно снижается их лояльность к этому брэнду. Поэтому при нарастании конкуренции многие компании стремятся делать свой продукт как можно более индивидуальным, не схожим с другими. Например, знаменитые «кривые» бутылки французской марки вин «Жан-Поль Шене» вряд ли можно отнести к значимым потребительским преимуществам продукта, но это лицо брэнда, его изюминка. В любом случае приятно сознавать, что даже в полностью унифицированном мире некоторые винные бутылки останутся кривыми, а «бигмаки» будут иногда подгорать.