Неестественная монополия семьи Бабаян
ОПЕРАТИВНИКИ ГУБОП и ФСБ 25 апреля арестовали Александра Бабаяна – человека, под контролем которого находится размещение всей рекламы в Московском метрополитене. Год назад депутат Мосгордумы Андрей Широков в интервью «Ко» говорил: «Размещение рекламы в метро – это государство в государстве, и попытки проникнуть туда могут кончиться весьма и весьма плачевно. Поэтому все просто боятся это делать». Похоже, что ситуация изменилась. Задержание Бабаяна, по данным пресс-службы МВД, произведено на основании 109-й статьи УПК по подозрению в причастности к организованной преступной группировке, которая на протяжении долгого времени занималась рэкетом, грабежами и разбойными нападениями. Как заявили в ГУБОПе, Александр Бабаян подозревается и в том, что, являясь теневым руководителем нескольких рекламных фирм, он организовал хищение денежных средств в особо крупных размерах, а также в неуплате налога с прибыли в $12 млн. На подмосковной даче задержанного найдены ювелирные изделия общей стоимостью $4 млн и более $1,5 млн наличными деньгами, а также огнестрельное оружие. На момент подписания номера в печать официального обвинения Бабаяну предъявлено еще не было. Наряду с этим стало известно, что силовиками были произведены обыски и изъяты финансовые документы в некоторых рекламных фирмах, которые предположительно попадают в сферу интересов задержанного. В одной из них обнаружено неучтенных $78 тыс. По данным Московской регистрационной палаты, Александр Бабаян является основным учредителем рекламных компаний «Диана-Стар», «Стиль», «Нью-Тон М» и «А.С.Б.». Кроме этих компаний и фирмы «Крейвен», никто не имеет права продавать рекламу в столичной подземке. Агентства работают на основании дилерских договоров с компанией «Метрос Медиа», в которой 58% принадлежит Московскому метрополитену. Начиная с момента своего создания в 1998 году эта компания работает в условиях, сравнимых с условиями «естественной монополии». Эта компания обладает эксклюзивным правом размещения рекламы в подземке. Ее главой является Лаура Бабаян – жена арестованного Бабаяна. Таким образом, реклама в метро давно уже превратилась в семейный бизнес четы Бабаян, приносящий стабильный доход. Даже во время кризиса 1998 года, когда цены на рекламу резко упали, в метро цены, наоборот, немного подросли. Ежедневно в недра подземки спускаются почти 9 млн человек, из них более 50% обращают внимание на многочисленную рекламу в метро. 4 млн человек в день – лакомый кусок для любого рекламного агентства. Но доступен он далеко не всем. Глава одного из крупных агентств на условиях анонимности сказал: «Здесь царит полный беспредел: заказы выполняются по принципу «своя рука – владыка». В метро можно попасть только через «своих», которые и играют «по-свойски». Точной оценки оборота подземного рынка рекламы, наверное, не знает никто. По разным оценкам, это может быть от $9 до $15,5 млн в год. Это вполне сравнимо с оборотами рынка наружной рекламы, тогда как количество игроков в подземке несравнимо меньше. Вполне естественно, что передел рекламного бизнеса в подземном транспорте представляет определенный интерес для многочисленных рекламных агентств. Не исключено, что кто-то решил изменить расклад сил в этой нише. Подземная реклама интересна не только бизнесменам. От реализации рекламы Московский метрополитен официально получает не более $1 млн. Городские власти это явно не устраивает, учитывая, что ежегодно метрополитен дотируется на сумму более чем $44 млн, тогда как средств на поддержание его нормальной работоспособности все равно не хватает. Так что, похоже, еще одной монополии угрожает реструктуризация.