«Неэвклидова арифметика»

Изучая результаты исследований, обратите внимание на то, «кто считает», и попытайтесь понять мотивацию исследователя. Иногда между строк содержится больше информации, чем в самом тексте.

 

Москва регулярно попадает в список самых дорогих для жизни городов мира, составляемый солидными западными исследовательскими компаниями. Причем в последние годы ее место – второе-третье. Узнав об этом, рядовой обитатель столицы может ужаснуться: как же он живет в этом страшно дорогом городе? Однако паниковать рано – стоимость проживания рассчитывается по потребительской корзине из 200 позиций, в которую, среди прочего, входит «жилье международного класса» и другие вещи, необходимые для существования менеджеров высокого уровня. Если обычный москвич вспомнит, что такого рода подсчетами пользуются в первую очередь крупные компании для определения зарплат и размеров компенсационных пакетов своих высокопоставленных сотрудников, посылаемых руководить заграничными филиалами, и иных ценных специалистов, то сердце его успокоится. «Наши люди в булочную на такси не ездят», – а «у них» кое-кому это положено по статусу.

Аналогичная ситуация имеет место и при исчислении иных величин. Например, общей стоимости владения (Total Cost Ownership, TCO) персональным компьютером.

ПК, если кто помнит, начали свое победное шествие как недорогая альтернатива «большим» компьютерам. То, что «персоналки» дешевле в эксплуатации, чем последние, требовавшие немалого штата квалифицированной обслуги (и все равно частенько простаивавшие), казалось очевидным. Все немудреные проблемы решались более продвинутыми коллегами, ломались компьютеры в первые годы редко, проблем совместимости не возникало - их и совмещать-то было особенно не с чем.

Однако спустя несколько лет чудесным образом выяснилось, что стоимость владения одним ПК составляет – страшно сказать – несколько тысяч долларов. И, что интересно, о дороговизне содержания заговорили не производители мэйнфреймов – кто бы послушал наветы злых конкурентов – а компании-творцы персональных устройств и комплектующих для них. Компании эти, впрочем, предложили и решение проблемы – различные программно-аппаратные средства для удаленного администрирования ПК.

Совпадение сроков появления аналитических отчетов со столь удивительными данными и указанных средств (тоже, надо сказать, не то чтоб копеечных) само по себе казалось удивительным. Особенно на фоне несоразмерности высчитанных величин и долларового эквивалента зарплат во многих компаниях, не говоря уж, например, о научных институтах. Там покупка одного компьютера должна была ввергнуть учреждение в нищету, – однако ничего такого не происходило, по крайней мере, по вине ПК.

Сейчас, конечно, положение изменилось, зарплаты выросли, стоимость и разнообразие техники тоже, но и исчислители TCO ныне оперируют величинами в 10 000 –15 000 долларов на компьютер. Вполне нереальными, по нашим меркам.

Что из всего вышесказанного следует? Что высчитанные уважаемыми исследовательскими компаниями цифры – наглая ложь? Отнюдь нет. Это статистика. Полученная с учетом «тамошних» зарплат системных администраторов (или услуг аутсорсинговых фирм); зарплат пользователей, простаивающих в ожидании помощи от уполномоченных на ее оказание специалистов; стоимости этого простоя для всей компании и т.д., и т.п., – но к нашей действительности имеющая очень малое отношение.

Кроме того, надо учитывать, что на результаты изысканий, проводимых пусть даже весьма авторитетными и независимыми исследователями, весьма влияет и «личность» заказчика. Западные читатели отчетов в курсе того, кто заказывает музыку, до нас же эта информация доходит не всегда. Но это, как принято говорить, уже совсем другая история.