Top.Mail.Ru
архив

Нефть от лукавого

Должен признаться, что не люблю читать беллетристику. А уж когда количество страниц в книге переваливает за три сотни – так особенно. Это не мое. Другое дело – книги, в которых содержатся десятки графиков, табличек или иной подобной статистической информации. Здесь ваш покорный слуга, простите за банальность, чувствует себя как рыба в воде. Именно к таким «произведениям искусства» – пусть не литературного, но технического толка – и относится книга Даниеля Джонстона «Международный нефтяной бизнес. Налоговые системы и соглашения о разделе продукции». На монографию не тянет, но вещь, как говорится, в себе. Скажу больше: подобного рода книги должны писать только такие авторы, как Джонстон. Объясню почему. Налоговая практика в нефтедобывающих странах – крайне специфическая тема. Это вам не бульварные романы про Эраста Фандорина или, простите, Евлампию Романову. Джонстон по первому образованию – геолог, по второму – администратор. За свою жизнь он поработал в нефтехимическом секторе четырех десятков стран. Именно два образования и обширный профессиональный опыт помогли ему написать книгу, во-первых, грамотную с точки зрения экономики, производства и здравого смысла, а во-вторых, в высшей мере читабельную или даже, если хотите, – «попсовую».

Джонстон рассказал о том, как компании добывают нефть и сколько за это платят государству. Статистика, представленная в «Международном нефтебизнесе», по-своему уникальна. Даже среди специалистов – а Джонстон напрягался в первую очередь именно для них, остальные все равно не оценят, – мало кто имеет представление о налоговых режимах в Марокко или, например, в Таиланде. А ведь опыт этих небольших, с точки зрения объемов поставок «черного золота», стран мог бы быть весьма полезен как нашим чиновниками, так и представителям сырьевых компаний. Также этот опыт пригодится и всем специалистам, сталкивающимся в своей практике с работой в рамках соглашений о разделе продукции (СРП). Именно на основе этой схемы большинство нефтяников разрабатывают месторождения за пределами своей страны. Заключается она в следующем. Сырьевой холдинг, допустим, из США качает нефть, допустим, в Индонезии. Часть добытой нефти компания отдает владельцу лицензии, то есть местным властям. За это добытчики получают определенные налоговые преференции. Все, казалось бы, просто. Но это только на первый взгляд. СРП является перманентным раздражителем всех задействованных в нем сторон. Бывает, что доходит и до международных конфликтов.

Взять, к примеру, Венесуэлу. Репутация ее лидера Уго Чавеса всем хорошо известна и в дополнительном живописании не нуждается. Венесуэла обеспечивает около 13% поставок нефти на рынок США. Южноамериканский диктатор неоднократно грозил «Дяде Сэму», что намерен отбирать до 70 – 80% добытой нефти у американских компаний, работающих в Венесуэле. Пока же он отбирает по-братски – половину. До воплощения угроз в жизнь дело еще не дошло, но неприятный осадок остался. Но дело тут вовсе не в осадке, а в том, что книга Джонстона объясняет, как следует поступать нефтяной компании, попавшей в аналогичную ситуацию.

Увы и ах, но о самом интересном автор умолчал. Он не сказал ни слова о том, как нефтяным компаниям следует «разруливать» проблемы с СРП, заключенными на территории нашей родины. Впрочем, сделано это было не из-за лени или незнания российского рынка, а по другой, вполне объективной причине. В нашей стране проекты СРП, по-сути, давно заморожены. Только три углеводородные провинции осваиваются на этих условиях – «Сахалин-1», «Сахалин-2» и «Харьяга». Российские власти боятся допускать иностранцев к своим месторождениям. Причин тому много, но главной из них является то, что чиновники не доверяют зарубежным нефтяникам. И то: мало ли, какие книги эти умники потом напишут.

 

Выходные данные:

Д. Джонстон «Международный нефтяной бизнес. Налоговые системы и соглашения о разделе продукции»; «Олимп-Бизнес», 2003 г. Тираж: 1000 экз.

 

Еще по теме