Нефть под ОПЕКой
После смерти короля Саудовской Аравии Абдаллы трон занял его брат Салман. С тех пор «черное золото» подорожало на 20%. Сохранится ли этот тренд или нефть свалится в новое ценовое пике?
Перемен!
23 января на 91-м году жизни умер король Саудовской Аравии Абдалла. Пока тело монарха несли на кладбище Эль-Уд через толпу скорбящих, нефтяной рынок отреагировал скачком цен. В ходе торгов на лондонской бирже ICE стоимость барреля марки Brent выросла на доллар и добралась до отметки $49,5. Техасская WTI в Нью-Йорке подорожала до $47,4 за баррель (плюс $1,1).
В течение всего 2014 г. «черное золото» дешевело. В начале января бочка Brent стоила $110, через 12 месяцев – уже $59. Цены упали на фоне «сланцевой революции» в США, которая привела к переизбытку нефти. Он, по разным оценкам, достиг уровня в 700 000 баррелей в день. Годом ранее отмечался дефицит: потребителям не хватало порядка 500 000 баррелей в сутки. Аналитик брокерской компании IFC Markets Дмитрий Лукашов напоминает, что на стоимость нефти повлияло и восстание в Ираке. Признанное экстремистским в России «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ) захватило нефтяные вышки в Ираке и начало распродавать «черное золото» по бросовым ценам.
После смерти Абдаллы котировки медленно поползли вверх. Да, Brent добывается в Северном море норвежцами, британцами и голландцами. Не важно даже, что WTI выкачивают на юге Соединенных Штатов. Перемены в стране саудитов влияют на весь энергорынок. Королевство входит в тройку мировых лидеров по добыче нефти. На первой строчке США с 12 млн баррелей в сутки, на второй – Россия с 10,6 млн. Саудовская Аравия добывала в январе 2015 г. 9,68 млн баррелей в день.
И самое главное, королевство – «сердце» Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК). Согласно последнему докладу ОПЕК, входящие в нее государства добывают 30,15 млн баррелей в день. Львиную долю в этом объеме приносит именно Саудовская Аравия. Следующая страна по производству «черного золота» – Кувейт – добывает в три с половиной раза меньше (2,78 млн баррелей в день).
История показывает, что Эр-Рияд способен быстро перевернуть весь рынок с ног на голову. Самый яркий пример – эмбарго на продажу нефти в США и Западную Европу, введенное в 1973 г. Американцы и европейцы поддержали Израиль в войне «Судного дня» против арабских государств. В ответ на это саудиты отказались торговать с союзниками Израиля. Тогда стоимость бочки нефти взлетела с $3 до $12. В 1980-х она поднялась к $30. У Саудовской Аравии появились серьезные конкуренты, которые зарабатывали на дорогих энергоносителях – например, СССР. Москва стала гнать топливо в Европу и тогда же подсела на «нефтяную иглу». Чтобы подкосить бурный рост других нефтедобывающих стран, королевство включило насос на полную мощность. В итоге в 1986 г. «черное золото» подешевело до $11.
Вот почему весь мир ждет веского слова из пустыни. Малейший намек на смену вектора энергетической политики королевства вызовет движение котировок. Пока ОПЕК не соглашается урезать добычу. Но рынок ждет перемен. И ожидания эти связаны с новым королем Салманом и его окружением.
Возвращение короля
25-й сын основателя династии Саудов – Салман – стал королем в день смерти своего брата. После вступления на трон он подчеркнул, что «линия партии» останется неизменной. Несмотря на это заявление, нефть за несколько недель подорожала на 20%. 23 января Brent стоила $48,79 за баррель, 16 февраля – $61,72.
Изменилось и поведение ОПЕК. В прошлые месяцы организация твердо настаивала на том, что не будет менять квоты нефтедобычи. В 2015 г. страны ОПЕК не могут добывать больше 30 млн баррелей в день. 27 ноября 2014 г. картель снова подтвердил эту цифру. Тогда котировки обвалились. Впервые с осени 2010 г. за бочку нефти давали меньше $75. Тем не менее ОПЕК уже в январе 2015 г. превысила свои же ограничения. Пусть не сильно – всего на 150 000 баррелей, но факт остается фактом.
Кроме того, через три дня после смерти короля Абдаллы его тезка, генеральный секретарь ОПЕК Абдалла аль-Бадри, выступил с крайне важным заявлением. Он отметил, что цены на нефть добрались до дна и вскоре пойдут вверх. Аль-Бадри также сказал, что $200 за баррель – вполне реальная цифра. Глава картеля пояснил, что цены взлетят при сокращении инвестиций в отрасль. А они неизбежно уменьшатся из-за низкой стоимости нефти: мало кто захочет вкладываться в производство дешевого продукта. Когда поток инвестиций иссякнет, добыча сократится, а стоимость барреля поднимется. Генсек ОПЕК даже определился со сроками: все это может произойти через три-четыре года.
Серый кардинал пустыни
С мнением аль-Бадри не соглашается человек, отвечающий в Саудовской Аравии за нефть. Учитывая зависимость государства от «черного золота» (примерно 90% доходов бюджета дает продажа энергоресурсов), эту фигуру можно ставить в один ряд с монархом. Речь идет о восьмидесятилетнем министре нефти и минеральных ресурсов Али аль-Наими. Министерский пост он совмещает с постом председателя совета директоров госкомпании Saudi Aramco. Предприятие родилось почти одновременно с королевством, в 1933 г. аль-Наими – «плоть от плоти» Aramco: он работал здесь с двенадцати лет и вот уже тридцать лет стоит у руля компании. По сути, Saudi Aramco – параллельное Саудовской Аравии государство. Мощь корпорации превращает ее руководителя в одного из самых влиятельных людей на планете.
Объем доказанных месторождений компании составляет 260,2 млрд баррелей. Это четверть мировых запасов нефти. Согласно отчету Saudi Aramco за 2013 г., ее добыча на пике достигала 12 млн баррелей в день. В среднем в сутки выкачивалось 9,41 млн. Всего за 2013 г. удалось добыть 3,43 млрд баррелей. Aramco раскинула сеть по всему миру. Ее филиалы работают в Соединенных Штатах, Великобритании, Китае, Японии, ОАЭ и ряде других государств. Есть и совместное предприятие с российским «Лукойлом» – Lukoil Saudi Arabia Energy Ltd., которое качает «черное золото» в саудовской пустыне Руб-аль-Хали.
По оценке The Financial Times, Saudi Aramco – самая дорогая непубличная компания в мире. В 2006 г. ее стоимость достигала $781 млрд. Для сравнения: на середину февраля 2015 г. капитализация Exxon Mobil равна $387,9 млрд, «Роснефти» – 2,98 трлн руб. (или $47,1 млрд по нынешнему курсу), «Лукойла» – 2,61 трлн руб. ($41,2 млрд). Самая дорогостоящая публичная корпорация – Apple – и та не может похвастаться результатами Saudi Aramco. Ее стоимость составляет $735,5 млрд.
Именно поэтому представители энергорынка идут целовать руку не королю Салману, они направляются прямо к аль-Наими. Так поступил председатель совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков 12 февраля. Он приехал в Эр-Рияд, чтобы провести переговоры с министром нефти. Подробности встречи неизвестны. Но ясно одно: Зубков пытался доказать аль-Наими, что дешевая нефть – это плохо.
Известно, что ранее министр высказывался об энергополитике ОПЕК и Саудовской Аравии однозначно. «Если я сокращу добычу, что станет с моей долей рынка?» – так он отвечал, когда его спрашивали о планах по снижению производства нефти. Если королевство остановит свои вышки, цена пойдет вверх, и его долю отнимут русские, американские и даже бразильские компании, говорил аль-Наими. «Не в интересах ОПЕК сокращать добычу. Не важно, сколько будет стоить нефть – $20, $40, $50 или $60», – подчеркивал глава Saudi Aramco.
Пока нет явных признаков того, что аль-Наими сменил точку зрения. Короли приходят и уходят, а серый кардинал остается у руля империи Aramco. Похоже, он держит его крепко и намерен и далее защищать свой участок рынка. Между тем эта политика уже привела к экономической катастрофе в одних странах, а другие поставила на край пропасти.
Пощады не будет
Глобальная экономика связала крепким узлом не похожие друг на друга страны. Производители нефти по всей планете страдают от падения цен. Хуже всего пришлось Венесуэле, партнеру Саудовской Аравии по ОПЕК. Нефтяная рента приносит в казну этого латиноамериканского государства 97% доходов.
Главное свидетельство экономического коллапса в Венесуэле – километровые очереди в супермаркеты. Люди часами стоят за дефицитными продуктами. Локальные поставщики не в состоянии справиться с нехваткой товаров. В то же время импорт продуктов упал из-за недостатка валюты, вызванного сокращением нефтяных доходов. По данным исследовательской компании Datanalisis, занимающейся анализом потребрынков, магазины Каракаса предлагают лишь 30% товаров первой необходимости. На черном рынке доллар стоит 190–200 венесуэльских боливаров при официальном курсе в 6,3 боливара. По итогам 2014 г. инфляция разогналась до 68,5%.
Но власти решили бороться не с причиной болезни, а с ее симптомами. Было принято волевое решение: в стране не должно быть очередей. Теперь вход в государственные магазины ограничен: туда пускают два-три раза в неделю и только по паспорту или отпечаткам пальцев. В штате Яракуй издан специальный акт, запрещающий гражданам оставаться на ночевку в очередях к торговым центрам. Вдобавок ко всему президент страны Николас Мадуро назвал руководителей ритейла врагами народа. По его мнению, они специально сокращают персонал, чтобы обслуживать меньше венесуэльцев. Николас Мадуро уверен, что торговые сети искусственно создают дефицит продуктов, а затем продают запасы на черном рынке.
В 2013 г. Венесуэла получила от продажи нефти $114 млрд, в 2014 г. – около $77 млрд. Принимая бюджет на 2015 г., парламент заложил в него оптимистичный прогноз. Депутаты ожидают, что нефть будет стоить $60 за баррель. Доходы от ее продажи должны составить 741,1 млрд боливаров, или $117,7 млрд по официальному курсу. Чтобы эти радужные ожидания оправдались, Николас Мадуро совершил турне по нефтяным странам. Он посетил Китай, который наряду с США является основным потребителем венесуэльской нефти, заехал в Алжир, Иран, Катар и конечно же в Саудовскую Аравию. В ходе этих своеобразных гастролей преемник Уго Чавеса обвинил США в наращивании добычи сланцевой нефти и обвале рынка. Мадуро выразил уверенность, что ОПЕК в такой ситуации должна подтолкнуть стоимость энергоносителей вверх.
11 января глава Минфина Венесуэлы Родольфо Торрес заявил, что ключевые решения приняты: стороны договорились вместе работать над восстановлением цен. В Эр-Рияде, правда, увидели ситуацию под иным углом. На следующий день после визита Мадуро принц аль-Валид сказал, что нефть больше никогда не будет стоить более $100. Это значит, что режим Мадуро находится под угрозой: чем дешевле баррель, тем больше очков у оппозиции.
Но падение цен на «черное золото» бьет не только по развивающимся странам. Проблемы испытывают даже Соединенные Штаты. Разумеется, их нельзя сравнивать с венесуэльской катастрофой. Благодаря диверсифицированной экономике трудности возникли лишь у некоторых компаний и регионов.
9 января стало известно, что обанкротилось американское сланцевое предприятие WBH Energy. Долги компании из Техаса достигли $50 млн. WBH Energy стала первой компанией, прогоревшей на сланцевой нефти. Прошло несколько недель, и власти округа Керн (штат Калифорния) предупредили, что доходы окружного бюджета упадут на 30%. Дело в том, что казна Керна на 75% зависит от налоговых поступлений. Треть налогов платят как раз нефтяники. Из-за падения цены на топливо они стали получать меньше прибыли. Чиновники подсчитали, что в 2015–2016 гг. бюджет прохудится на $61 млн. Падение цен на нефть наложилось на планы по повышению пенсий в регионе. Теперь, чтобы исполнить социальные обязательства, власти должны будут распечатать резервный фонд и взять оттуда $40 млн.
Проклятие «черного золота» не щадит никого. Страдает и быстро беднеющая Венесуэла, и благополучная Калифорния с Техасом, и конечно же Россия.
Мекка – Москва
По данным Счетной палаты РФ, бюджет 2014–2016 гг. на 52,5% зависит от нефтегазовых доходов. Если верить министру энергетики Александру Новаку, наша страна начнет снижать зависимость от нефти только через двадцать лет. По плану правительства, к 2035 г. деньги от продажи энергоносителей будут наполнять казну на 43–45%.
Падение нефтяных цен уже привело к тому, что бюджет лишился 2,2 трлн руб. В последнюю версию макропрогноза Минэкономразвития заложена стоимость в $50 за баррель.
Сильная зависимость от нефти ставит Россию в унизительное положение. Экономическое благополучие огромного государства и миллионов людей жестко привязано к внешним факторам. Десять лет назад представители правительства и экспертного сообщества назвали РФ «энергетической сверхдержавой». Теперь эта сверхдержава с трепетом надеется, что нефть снова будет дорогой. Но будет ли?
Банк Goldman Sachs, к примеру, резко ухудшил прогноз по нефти. Организация ждет, что к марту Brent будет стоить $42 (прошлый прогноз – $80), WTI – $41 (ранее – $70). Аналитики Всемирного банка уверены, что 2015 г. станет годом дешевого топлива. Нефтяные котировки больше не вернутся к $100, полагают они.
К концу 2015 г. нефть будет стоить около $80 за баррель, считает аналитик инвестиционной компании «Велес капитал» Василий Танурков. Для этого есть несколько причин. Во-первых, снижение добычи в США. Некоторые американские компании уже сократили бюджеты на бурение (например, Conoco Phillips и Marathon Energy урезали траты на 20%). «Мы ожидаем, что по итогам 2015 г. бурение в США снизится по меньшей мере на 30% по сравнению с 2014 г.», – говорит Василий Танурков. Во-вторых, обострение геополитической ситуации на Ближнем Востоке. Если в 2015 г. ИГИЛ начнет действовать активнее, не исключено военное вмешательство международной коалиции. Первое же, что она сделает – разбомбит месторождения повстанцев, дабы лишить их экономической базы. В-третьих, сама Саудовская Аравия сверстала бюджет на 2015 г., исходя из $80 за баррель.
Аналитик инвестхолдинга «Финам» Анатолий Вакуленко полагает, что новый король Саудовской Аравии оставит курс неизменным. «Нельзя сказать, что текущая цена выгодна Саудам. Тем не менее это сокращение не так критично, как для других стран», – отмечает Анатолий Вакуленко. В королевстве себестоимость добычи низкая, а нефтяные резервы велики. Саудовская Аравия может компенсировать свои потери, если выдавит с рынка конкурентов и нарастит добычу к моменту, когда котировки пойдут вверх. Анатолий Вакуленко прогнозирует, что до конца года цены могут установиться выше $90 за баррель.
Есть и более пессимистичные предсказания. В середине января президент «Лукойла» Вагит Алекперов сказал, что нефть может подешеветь до $25. 13 февраля компания опубликовала ежеквартальный отчет. В нем сказано, что в I квартале 2015 г. энергоносители не подорожают. Все это время будут действовать факторы, которые оказывали давление на стоимость «черного золота» и в прошлом году: сокращение потребления нефти из-за замедления мировой экономики, политика ОПЕК и американский сланец.
Следить за прогнозами и ценами на энергоносители имеет смысл не только чиновникам, занимающимся бюджетным планированием. Рядовым гражданам тоже есть над чем поразмыслить. По оценке бывшего министра финансов Алексея Кудрина, реальные доходы населения снизятся на 10%, если нефть останется на уровне $40 за баррель на два-три года. Между тем, по данным Росстата, в декабре 2014 г. реальный размер пенсий уже снизился на 2,6% по сравнению с декабрем 2013 г. При этом номинально они выросли на 8,5%. Реальные зарплаты также упали – на 4,7%.
Доходы россиян сокращаются. Население затягивает пояса. Правительство, в свою очередь, с нетерпением ждет новостей из далекого пустынного королевства. Ждать проще, чем слезать с «нефтяной иглы».