Нефтегазовая партия
Цена вопроса: $29,5 млрд
Компании: «Роснефть», «Газпром», «Новатэк», «Сибур», «Транснефть»
Персоны: Владимир Путин, Игорь Сечин, Геннадий Тимченко, Алексей Миллер, Леонид Михельсон, Николай Токарев, Кирилл Дмитриев
Доля энергоресурсов в российском экспорте снижается, тем не менее в 2020 году они составили 49,6 %. В основном это газ и нефть, главным покупателем которых выступает Китай. Россия для него — второй поставщик после Саудовской Аравии. В 2020 году Китай купил в РФ 83,57 млн т нефти на $27,6 млрд. Это 35 % отечественного нефтеэкспорта. За последние десять лет он вырос в 4,5 раза.
Основная масса нефти идет в Китай по трубопроводу «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО), построенному в 2009 году по инициативе Владимира Путина и Ху Цзиньтао. На его строительство Китай выделил «Роснефти» и «Транснефти» в кредит $25 млрд. Еще 10 млн т российской нефти в год китайцы покупают через Казахстан по трубопроводу Атасу — Алашанькоу.
Монопольный нефтяной партнер китайцев в России — «Роснефть». Ее сотрудничество с Sinopec началось в 2005 году с «Удмуртнефти», куда китайцы вложили $1,75 млрд. В 2013 году госкомпания Игоря Сечина заключила с CNPC контракт века стоимостью $270 млрд на поставки 365 млн т нефти в течение 25 лет. В 2020 году «Роснефть» получила от китайских компаний $13 млрд предоплаты за поставку еще не добытой нефти.
Поставки остальных компаний в КНР крайне незначительны — за исключением «Транснефти», чей глава Николай Токарев считается давним соратником Владимира Путина. Госкомпания не только контролирует ВСТО, но и торгует нефтью сама. «У „Транснефти“ есть запасы, которые она может реализовывать, — напоминает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин.* — Например, получив от китайцев $10 млрд на строительство ВСТО, она, как официальный поставщик, рассчитывалась нефтью». Одним из крупнейших миноритариев «Транснефти» является Российско-китайский инвестиционный фонд (РКИФ), подконтрольный с российской стороны РФПИ Кирилла Дмитриева. Долю в компании РКИФ вместе с «Газфондом» Юрия Ковальчука выкупил у близкого к Игорю Сечину бизнесмена Ильи Щербовича.
Трубопроводные поставки газа в Китай — монополия «Газпрома». Они начались в 2019 году, когда заработал газопровод «Сила Сибири», построенный по инициативе Владимира Путина и Си Цзиньпина. В течение 30 лет РФ должна поставлять по нему 38 млрд кубометров газа ежегодно на общую сумму $400 млрд. Хотя Китай является крупнейшим мировым потребителем газа, поставки эти пока в разы меньше, чем в ЕС и Турцию: из 179,3 млрд м3 экспортного газа Китай 2020 году получил всего 4,1 млрд. Из-за низких цен выручка «Газпрома» составила всего $591 млн.
Тем не менее Россия вышла на третье место по трубопроводным поставкам в КНР после Туркмении и Казахстана. В середине 2020 года «Газпром» договорился с китайскими партнерами об увеличении поставок газа по «Силе Сибири» до 44 млрд м3 в год, а в обозримой перспективе, по словам главы компании Алексея Миллера, экспорт газа в Китай превысит 130 млрд м3 в год. Для этого монополист намерен проложить через Монголию «Силу Сибири — 2» мощностью 50 млрд м3 и «Силу Сибири — 3» с Сахалина мощностью 10 млрд м3.
Сотрудничество «Газпрома» с китайцами этим не ограничивается. Газ по «Силе Сибири» поступает на Амурский ГПЗ, в строительство которого китайские банки вложили $3,4 млрд. Там газ разделят на фракции, из которых «Сибур» на строящемся Амурском ГХК будет делать полиэтилен и полипропилен для поставок в тот же Китай.
Выйти на газовый рынок Китая планирует и «Роснефть», чьи запасы газа в Восточной Сибири и Якутии оценивают в 1 трлн м3. В расчете на их поставку в Пекин Beijing Gas Group Company Ltd купила у «Роснефти» за $1,1 млрд 20 % «Верхнечонскнефтегаза». С этой же целью китайский энерготрейдер CEFC собирается приобрести 14,16 % «Роснефти» примерно за $9,1 млрд. Но пока «Газпром» отказывается пускать «сечинский» газ в свою «Силу Сибири».
По поставкам сжиженного газа в Китай Россия заняла в 2020 году пятое место с объемом 5 млн т на $1,4 млрд, но потенциал здесь поистине грандиозный. Пока что СПГ в Китай экспортируют только Sakhalin Energy (половина у «Газпрома») и подконтрольный «Новатэку» «Ямал СПГ». В 2020 году первый отправил в Китай 13,7 % своего газа (1,6 млн т), а второй — 15,9 % (3 млн). Треть «Ямал СПГ» купили за $12 млрд CNPC и Фонд Шелкового пути. Общие вложения в этот проект оцениваются в $26,9 млрд. Проектный объем добычи — 27 млрд м3 газа в год в течение 20 лет.
В 2023–2026 годах «Новатэк»Леонида Михельсона и Геннадия Тимченко планирует запустить консорциум «Арктик СПГ-2» мощностью 19,8 млн т в год и стоимостью $21,3 млрд. Китайские CNPC и CNOOD, которым в проекте принадлежат 20 %, готовы вложить в него $3,6 млрд. Два пятнадцатилетних контракта с Китаем уже подписаны, один из них открывает «Новатэку» внутренний рынок Шанхая.
Официально российско-китайские нефтегазовые сделки координирует межправительственная комиссия по ТЭКу во главе с вице-премьером Александром Новаком и первым вице-премьером КНР Хань Чжэном. Но в нефтегазовой сфере межправкомиссиям отведена символическая роль: о больших проектах главы компаний договариваются сами, а контролирует их президент Владимир Путин.
Михельсон и Тимченко, наряду с Миллером и Сечиным, важные фигуры «китайской партии» не только в энергетике. В планах у «Новатэка», в чьи проекты китайские инвесторы вложили уже $15,6 млрд, — строительство новых заводов по сжижению газа вдоль Севморпути и 15 танкеров ледового класса стоимостью $330 млн каждый. Суда будут работать на СПГ и доставлять его в порты КНР через Берингов пролив за 20 дней. «Новатэк» намерен построить их на деньги ВЭБа на верфи «Звезда» и эксплуатировать вместе с компанией «Совкомфлот» свояка Геннадия Тимченко Сергея Франка. Сын последнего, Глеб Франк, женатый на дочери Тимченко, основал «Русскую рыбопромышленную компанию» и «Русский краб», которые успешно растолкали конкурентов на Дальнем Востоке и поставляют продукцию в Китай. Сам Геннадий Тимченко возглавляет Российско-китайский деловой совет (РКДС), а его «Стройтрансгаз», наряду с китайской CRCC, строит платную автомагистраль М12 «Москва — Казань» — часть коридора «Европа — Западный Китай».
«Китайские» интересы Михельсона и Тимченко совпали и в «Сибуре». 20 % акций этого нефтехимического гиганта купили за $2,84 млрд Sinopec и Фонд Шелкового пути. Они же привлекли большую часть инвестиций в тобольский «Запсибнефтехим» «Сибура» стоимостью $9,5 млрд, который отгружает в Китай треть своего полиэтилена и полипропилена. Sinopec принадлежат и 40 % Амурского газохимического комбината «Сибура», в который китайцы вложили $10,7 млрд. Этот комбинат будет поставлять в Китай 2,3 млн т полиэтилена и 400 тыс. т полипропилена в год. Тот же Sinopec за $13,3 млн приобрел 25 % +1 акцию Красноярского завода синтетических каучуков, большая часть которых тоже продается в КНР. Кроме того, у «Сибура» 40 % в шанхайском СП с Sinopec (60 %) по производству бутадиен-нитрильных каучуков с заявленными инвестициями $100 млн.
«„Силу Сибири — 2“ тоже будут строить компании («Стройнефтегазмонтаж» и «Стройтрансгаз». — Прим. ред.), принадлежавшие Геннадию Тимченко и Аркадию Ротенбергу, — напоминает Александр Габуев, руководитель программы „Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе“Московского центра Карнеги. — Китайцы наверняка предполагают, что, оказавшись у президента, оба этих бизнесмена отзовутся о взаимодействии с КНР позитивно».
* признан в России иноагентом.