Нефтяная течь Собинбанка

23.05.200000:00

ЛИДЕРСТВО - понятие преходящее. Всего лишь год назад Собинбанк был явным фаворитом отечественной банковской системы. Но теперь главные "денежные" клиенты покидают его. Один из основных акционеров банка - "ЛУКойл" переводит основные расчетные счета в "Петрокоммерц". А ведь именно благодаря ресурсам этой нефтяной компании "Собин" сумел в 98-м так нарастить капитал, что оказался в пятерке ведущих российских банков. Подумывает о смене стратегического партнера и компания "АЛРОСА".

Летом 99-го показатели "Собина" были таковы, что его даже включил в свой знаменитый рейтинг авторитетнейший британский журнал The Banker. Банк активно развивал филиальную сеть, вторгался в ритейл. Будущее представлялось ясным и безоблачным.

Успехам Собинбанка в немалой степени способствовало то, что он ухитрялся поддерживать дружеские отношения с двумя наиболее влиятельными в то время политическими группировками. В совете директоров банка заседал кремлевский казначей Александр Мамут, снабдивший "Собин" такими клиентами, как "Сибнефть" и "АЛРОСА". С другой стороны, банку покровительствовали такие могущественные союзники Юрия Лужкова, как Умар Джабраилов и Леонид Краснянский.

Но, видимо, такая толерантность в конечном итоге и погубила "Собин". Кремлевские "совладельцы" банка не могли рассчитывать на его абсолютную лояльность в преддверии жесткой парламентской предвыборной кампании. Александру Мамуту и его партнерам с некоторых пор представлялся более симпатичным давний "собиновский" конкурент МДМ-банк. Тот к тому же имел неплохие завязки в алюминиевой отрасли. А команда Абрамовича - Мамута, видимо, уже тогда проявляла к ней интерес.

В августе Мамут возглавил наблюдательный совет МДМ, что явно не способствовало усилению конкурентных позиций Собинбанка. А чуть позже грянул скандал с Bank of New York. От пресловутой Benex потянулась цепочка к Депозитарно-клиринговому банку и "Фламинго", а от тех, в свою очередь, к их учредителям - "Собину" и МДМ-банку.

Оба были явно не готовы к такому накату, о чем свидетельствуют хотя бы перестановки, спешно произведенные в PR-службах обоих банков.

Но если МДМ досталось скорее на словах (пролужковские СМИ активно обсуждали связь этого банка с "семьей"), то Собинбанку - еще и на деле. BoNY закрыл его корсчет. А столичные губэповцы устроили "маски-шоу" в офисе банка. Изъяли содержимое нескольких депозитарных ячеек и увезли сервер с документацией.

Не исключено, что московские власти таким своеобразным способом тоже пытались заставить "Собин" определиться в своих политических пристрастиях.

Как бы там ни было, но из тихой и респектабельной гавани банк превращался в опасную топь, что едва ли могло радовать таких заинтересованных в стабильности клиентов, как "ЛУКойл". К тому же, закрытие счета в Bank of New York существенно ограничивало возможности "Собина" по обслуживанию экспортных счетов нефтяной компании. Не говоря уже о том, что Вагита Алекперова едва ли устраивала перспектива поссориться с номинальным держателем 28,2% "лукойловских" акций (каковым является BoNY) из-за шалостей подопечного банка. А иск Натальи Кагаловской к BoNY вообще создавал вполне реальные перспективы для ареста этих активов.

Определенный шанс восстановить былую дружбу с "ЛУКойлом" у Собинбанка появился, когда член его совета директоров и, по некоторым данным, один из совладельцев Ахмед Билалов прошел в Госдуму по спискам блока "Единство". Все-таки свой человек в правящей партии. Но, видимо, прошедшие пару месяцев назад в США очередные слушания по делу Bank of New York (спровоцировавшие очередную серию разоблачительных публикаций в американских и российских СМИ), а также недавнее решение МГИ о размещении на Лондонской бирже ADR на 4% акций "ЛУКойла" вбили окончательный клин во взаимоотношения нефтяной компании и проштрафившегося банка. Перед иностранными инвесторами надо блюсти реноме.

Немудрено, что на состоявшемся в конце апреля собрании акционеров "Петрокоммерца", где "ЛУКойлу" в совокупности принадлежит свыше 70% акций, не без подачи со стороны нефтяной компании было принято решение об увеличении уставного капитала банка в 2,5 раза - до 1 млрд руб. Очевидно, в банковском обслуживании "ЛУКойл" теперь делает ставку на "Петрокоммерц". Потому и доводит его капитал до тех объемов, которые позволяют обслуживать финансовые потоки нефтяного монстра.

Впрочем, Собинбанк пытается компенсировать потерю "ЛУКойла". Буквально через пару недель после собрания акционеров "Петрокоммерца" на ленте Прайм-ТАСС появились сообщения о том, что Собинбанк якобы ведет переговоры о возможном слиянии с банком "Еврофинанс", активно развивающим свой бизнес.

На первый взгляд данный альянс представляется весьма продуктивным. "Еврофинанс" помогает "Собину" восстановить разрушившиеся международные связи. А тот, в свою очередь, обеспечивает продвижение "Еврофинанса" на рынок розничных банковских услуг.

"Еврофинанс" является "внучкой" Банка России, активно развивает свой бизнес и обладает необходимыми ресурсами для использования возможностей Собина. Правда, никаких официальных комментариев со стороны "Еврофинанса" не последовало. Время покажет, насколько оставшиеся клиенты Собинбанка готовы мириться с периодически сотрясающими этот банк разоблачениями.