Top.Mail.Ru
мнения

Нефтяная «война»: новый акт драмы?

Фото: ТАСС Фото: ТАСС
Дмитрий Жантиев, востоковед

Повысив ставки в «ценовой войне» на мировом нефтяном рынке, руководство Саудовской Аравии теперь испытывает давление со стороны администрации президента США Дональда Трампа. Однако требования Вашингтона прекратить затапливать рынок дешевой нефтью по демпинговым ценам неожиданно натолкнулись на упрямое сопротивление Эр-Рияда. Что довольно непривычно в рамках американо-саудовских отношений по принципу «патрон-клиент» и чревато серьезными последствиями.

В условиях пандемии коронавируса Трампу приходится выделять триллионы ради спасения американской экономики в целом, чтобы не допустить краха банковской системы и страховых компаний. На фоне небывалого кризиса и падения нефтяных цен поддержка ставшей не просто нерентабельной, но откровенно убыточной добычи «сланцевой» нефти, таким образом, уходит из числа приоритетов — а значит, пора поднимать мировые цена на нефть, но как? Проще всего, казалось бы, настоятельно «рекомендовать» Саудовской Аравии прекратить ценовой демпинг и сократить добычу, что и было сделано.

Накануне недавнего саммита G-20 госсекретарь США Майк Помпео призвал наследного принца КСА Мухаммада ибн Салмана «успокоить глобальные энергетические и финансовые рынки, когда мир сталкивается с серьезной экономической неопределенностью». В переводе с «дипломатического» языка это означает: прекратите затапливать рынки дешевой нефтью. Первого апреля Трамп анонсировал первые после развала сделки ОПЕК переговоры крупнейших нефтепроизводителей — России и Саудовской Аравии, с лидерами которых, по словам американского президента, есть предварительная договоренность о готовности встретиться. Сам он заявил, что готов вступить в игру «в подходящее время». Как правило, таких прозрачных намеков со стороны Вашингтона для саудовцев вполне хватало.

Но на этот раз Эр-Рияд пока что проявляет непривычную строптивость , не желая идти на попятную под американским давлением. Это небывалое своеволие в сочетании с отказом от возобновления диалога с Россией, видимо, объясняется надеждой существенно увеличить свою долю на мировом рынке при падающей цене путем крупных прямых поставок по ценам ниже биржевых. Выгоды очевидны, но как долго может продлиться упорство хозяев «Сауди Арамко»? Возмущение в Вашингтоне тем временем нарастает день ото дня: недавно группа из шести американских сенаторов обратилась к госсекретарю США Майку Помпео с гневным письмом весьма примечательного содержания: оказывается, уже не только Россия, но и (кто бы мог подумать?) Саудовская Аравия «вступила в экономическую войну против США» и угрожает американскому «энергетическому доминированию».

Со всей прямотой сенаторы требуют от Саудовской Аравии выйти из ОПЕК, сократить добычу и в срочном порядке наладить с США партнерство в «стратегических энергетических проектах». И угрожают серьезными последствиями в случае несговорчивости. Список последствий приводится тут же: торговые ограничения, судебные расследования, санкции и «многое другое». Одновременно несколько сенаторов от «нефтяных» штатов инициировали законопроект о выводе американских войск из Саудовской Аравии, что может существенно ослабить системы обороны королевства при защите от ракетных ударов по нефтяной инфраструктуре со стороны йеменских повстанцев-хуситов.

Администрация Трампа пока что воздерживается от прямых официальных угроз в адрес Эр-Рияда, но арсенал средств давления у Вашингтона (даже помимо военных акций), конечно же, весьма обширен. Тому подтверждение — недавно выдвинутые против руководства Венесуэлы новые обвинения в покровительстве терроризму и наркотрафику, что позволяет вести персональные судебные преследования против «подозреваемых» на территории США. Что смогла бы противопоставить Саудовская Аравия подобному американскому давлению? Стратегический союз с США давно воспринимается в Эр-Рияде как меньшее из зол в условиях недружественного соседства с Ираном и его союзниками в Ираке, Сирии и Йемене. Не говоря уже о полной беззащитности королевства перед американскими вооруженными силами в регионе, присутствие которых как раз и расценивается в качестве гарантий безопасности. Сама мысль о конфликте между КСА и США даже на уровне санкционной блокады (по «иранскому» сценарию) представляется, с учетом этих факторов, слишком сюрреалистической. Поэтому невольно напрашивается вывод о том, что странная неуступчивость Эр-Рияда — не более чем попытка «сохранить лицо», выиграть время и успеть что-то выторговать у Вашингтона. Например, дополнительную политическую поддержку в условиях грядущего «транзита власти» в пользу наследного принца. А добычу и экспорт «черного золота», видимо, сокращать все-таки придется.

Еще по теме