Нефтяники не долетели до Путина
На форуме «Нефть России: настоящее и будущее» Михаил Ходорковский* предупредил всех, что скоро российская нефть уже не будет столь «золотой», как прежде. У России ограниченные возможности по сбыту этого вида топлива, к тому же лет через сорок в мире произойдет замена нефти другими видами топлива. «Это нужно учитывать уже сейчас», – сказал глава ЮКОСа. Если ближе к середине XXI века ученые не придумают какого-нибудь супертоплива, то замещать нефть мировые потребители, скорее всего, будут газом. Однако первые лица «ЛУКойла» и ЮКОСа пока считают перспективы своего вхождения в газовый бизнес довольно туманными. Например, президент «ЛУКойла» Вагит Алекперов сказал, что объем газа, добываемого его компанией, только через 10 лет составит 25 – 30% от общего объемы добычи.
В «ЛУКойле» считают, что активность альтернативных поставщиков газа напрямую зависит от либерализации европейского газового рынка. До последнего времени никто из собеседников «Ко» не мог ответить, когда эта либерализация произойдет, потому как европейские правительства не очень хотят увеличения присутствия российских экспортеров газа на своем рынке. Многие полагали, что вопросы либерализации внешнего и внутреннего рынков сбыта голубого топлива прояснятся после визита Владимира Путина в Новый Уренгой. На Ямале президент говорил журналистам, что на совещании по проблемам ТЭКа рассматривалось в том числе и вовлечение в бизнес независимых участников «от добычи до переработки». Работы им должно хватить: в нераспределенном фонде находится около 47 трлн куб. м разведанного газа (15% от общего объема). Известно, что Путин говорил о том, что подход к независимым производителям должен быть справедливым – без преференций. Президент понимает справедливость так: «Если «Газпром» несет издержки, связанные с обслуживанием трубы, то независимые производители не должны быть поставлены в лучшие условия».
Доселе независимые производители находились вообще вне всяких условий, да и вне самой «трубы». Кстати, некоторые представители нефтяных компаний говорили «Ко», что на совещании в Новом Уренгое проблема независимых производителей газа не затрагивалась вовсе. Не исключено, что не затрагивалась в нужном для частного бизнеса ключе. Все-таки мероприятие устраивали не нефтяники, а «Газпром». По слухам, всем вертолетам, кроме президентского, запретили лететь на месторождение Заполярное не только из-за погоды – таким образом «Газпром» отсекал от президента «лишних людей».
В декабре ситуация в газовой отрасли должна быть рассмотрена на заседании правительства. Кроме того, газом сейчас занимаются и Госсовет (рассматривает вопросы недропользования), и Госдума. По мнению зампреда Комитета по энергетике, транспорту и связи Максима Коробова, отсутствие реального доступа к «трубе» приводит к тому, что сейчас нефтяники пытаются продавать попутный газ на ГПЗ и использовать для производства электроэнергии. Хотя в первом случае они зачастую сталкиваются с диктатом «Сибура», а во втором не могут вывести электроэнергию на ФОРЭМ – опять-таки из-за отсутствия гарантированного доступа к магистральным сетям энергопередач. Коробов приводит в пример ЮКОС, который только на одном из месторождений был вынужден сжечь впустую 300 млн куб. м газа. Коробов считает, что реальная либерализация газового рынка может начаться только после того, как Дума примет поправки к законам о трубопроводном транспорте и о естественных монополиях. Суть поправок сводится к тому, что все естественные монополии обязаны предлагать пользователю услуги на основании публичного договора. Проект поправок успешно миновал Минэкономразвития и Минэнерго, но застрял в МАП. Если МАП все же одобрит депутатский документ, Коробов надеется, что поправки будут приняты Госдумой в январе – феврале сразу в трех чтениях. А для того чтобы «Газпром» не увиливал от закона с помощью традиционной отговорки – «места в трубе нет» – предлагается провести экспертизу магистральных трубопроводов с помощью некоего независимого органа, который определит правительство (это может быть ФЭК). Саму транспортную составляющую «Газпрома» – «Трансгаз» Коробов предлагает выделить в отдельное общество с последующим обменом акций для нынешних акционеров «Газпрома». Для решения проблемы доступа независимых производителей газа на внешние рынки Коробов предлагает создать единую компанию-трейдер, которым может стать нынешняя «газпромовская дочка» – «Газэкспорт», – которой предлагается провести дополнительную эмиссию и передать часть своих акций новым игрокам.
* Признан в России иностранным агентом.